Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции

Закон и право » Проблемы административной юстиции Республике Казахстан » Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции

Страница 1

29 июля 2004 г. во внутриполитических событиях республики было ознаменовано обращением Алматинской Ассоциации предпринимателей к Президенту Республики Казахстан г-ну Назарбаеву Н.А. Решительность и строгость, а, при внимательном юридическом анализе - некоторая тенденциозность обращения, заметная в некоторых его положениях (например, Кодекс «Об административных правонарушениях» является «коррупционным по своему содержанию»), и отсутствие столь важной для подобных документов конкретики побуждают к открытому диалогу на тему, заданную предпринимателями.

Сразу уточним два момента.

Во-первых, мы не одержимы целью доказать идеальность Кодекса РК от 30.01.2001 г. «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП). Он, как и любой иной нормативный правовой акт, имеет свои недостатки субъективного и объективного порядка. К первым в условиях казахстанской правовой системы можно причислить ведомственное правотворчество, некачественную проработку норм, их крайнюю нестабильность/2/ и множество других факторов, негативно влияющих на состояние отечественного законодательства. Ко вторым - стремительное развитие общественных отношений, значительно опережающее совершенствование нормативной базы, проблемы унификации законодательства и прочие жизненно важные вопросы. Закон содержит «первичные (изначальные) правовые нормы страны»./3/ Любая правовая норма - это, выражаясь юридически, «общеобязательное правило поведения» (см. пп. 3 ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах»), лаконичная формула, определение. Вспомним мáксиму древнеримского юриста Яволена Приска: «Всякое определение чревато опасностью, ибо мало случаев, когда оно не может быть опрокинуто». В силу изложенного рискнем предположить: нет идеальных законов. Чем закон объемнее, тем больше вероятность казусов в нем. Другое дело, каким образом - рассудительно, без суеты, обдуманно или, наоборот, шумно, с надеждой на эффект «разорвавшейся бомбы» и повышения собственного (политического, делового) имиджа - эти казусы будут преподнесены. Здесь гражданская активность должна быть созидательной, а инициатива - разумной./4/

Во-вторых, не имеет смысла доказывать, что коррупции в Казахстане нет, поскольку она распространена. Действует специальный закон/5/, соответствующие составы уголовных преступлений предусмотрены Уголовным кодексом РК (см.: п. «г» ч. 3 ст. 176, п. «а» ч. 3 ст. 193, п. «а» ч. 3 ст. 209, ст. 307, п. «в» ч. 4 ст. 308, ст. 310 - 315, ст. 380). Понятно, что необходимая нормативная база разработана с учетом практических реалий./6/ Многие чиновники берут взятки, совершают другие коррупционные преступления и правонарушения (см. гл. 30 КоАП). Подобные факты, тем более когда они получают широкую публичную огласку, негативно влияют на общественное сознание, являются главной причиной правового нигилизма/7/, серьезно подрывают престиж государственной службы и в целом авторитет государства. Отсюда актуальный и прагматичный тезис - седьмой принцип президентской стратегии государственного управления: «Решительная и беспощадная борьба с коррупцией»./8/

В данном аналитическом обзоре, осознавая высокую степень ответственности за предлагаемые суждения, мы ограничились строгими рамками: критически/9/ оценить принципиальные замечания Алматинской ассоциации предпринимателей по поводу КоАП.

Итак, рассмотрим исходные моменты обращения к Президенту РК: тему и метод изложения критики, исходящей от Алматинской ассоциации предпринимателей.

Стержневая тема - несовершенство административной кодификации и порождаемая этим несовершенством коррупция. Очевидна однобокость, с которой данная тема преподнесена в обращении: Кодекс «Об административных правонарушениях» является коррупционным по своему содержанию.

Согласно пп. 9 ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах» «кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения». Иногда говорят: «кодекс - свод законов». По верному заключению С. Алексеева, «кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства… это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован»./10/ Перечисленные признаки, безусловно, характерны и для казахстанского КоАП, работа над которым, мы уверены, велась не один год группой ученых (правоведов), практиков, включая хозяйственных работников, частнопрактикующих юристов, госслужащих и т.д. Некорректно и юридически необоснованно публично называть «коррупционным» труд разработчиков проекта КоАП, труд парламентариев, среди которых, заметим, немало высококвалифицированных юристов, не менее сложный труд переводчиков, финансистов, обосновывавших бюджетные расходы по внедрению кодекса, и остальных специалистов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Власть народа
В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание следующего небольшого прозаического отрывка: "We the people of the United States, in order to form a more perfect Union, est ...

Административно-правовой статус граждан, пребывающих в пограничной зоне
Пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе,- служит исключительно интересам создания необ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru