Российское законодательство о праве несовершеннолетних и нетрудоспособных родителей на получение средств на свое содержание от других членов семьи

Закон и право » Злостное уклонение от уплаты алиментов » Российское законодательство о праве несовершеннолетних и нетрудоспособных родителей на получение средств на свое содержание от других членов семьи

Страница 1

2000-е гг. в России совпали с периодом коренных социально-экономических преобразований и реформ. В то же время проблемы детей в России достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым и для государства, и для всего общества. По данным официальной статистики, на начало 2009 г. число детей в России составляло 38,8 млн человек (26,2 % всего населения). При этом был выявлен очень высокий уровень беспризорности, который фактически грозил приблизиться к уровню 20-х гг. В связи с этим для коренного изменения положения детей в России был принят ряд законов и программных нормативных актов, содержащих организационные, социальные и правовые государственные мероприятия по защите прав ребенка, что соответствует требованиям Конвенции о правах ребенка.

Так, в целях решения наиболее острых и значительных проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 утверждена президентская программа "Дети России", включающая федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Дети-сироты", "Планирование семьи", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" Истинно гуманным и продиктованным социальной необходимостью является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В последующие годы был принят целый ряд нормативных актов, направленных на улучшения положения детей в России:

Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)";

Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики";

Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997 - 1998 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906);

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1207 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы";

Постановление Правительства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 "О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей";

Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" и др. В целом за последние пять лет принято более 100 нормативных актов, касающихся сферы детства. На основании вышеперечисленных программ, законов и иных нормативно-правовых актов, в том числе и международного характера, как заключительный этап 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целью которого является создание правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка. Этим актом "государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности"1. Таким образом, в его нормах заложена необходимость контроля государства за "качеством жизни" каждого ребенка.

Статьей 15 Закона предусмотрена защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семья, и в других случаях, если жизнедеятельность детей объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Однако перечисленные в ст. 60 СК имущественные права несовершеннолетних часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом, в частности, право на получение алиментов, которые взыскать, не всегда удается, пособий на детей, невыплачиваемых многими месяцами, и т. п. Поэтому, конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина от нарушения кем бы то ни было состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Особую роль в этом играют органы судебной власти. Осуществляя защиту семейных прав детей, суд использует способы, предусмотренные семейным законодательством. Однако все они направлены на обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка. Так, только суд вправе взыскать алименты с родителей, уклоняющихся от содержания детей; признать недействительным соглашение об уплате алиментов (ст. 80, 102 СК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Наследование выморочного имущества
Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества значительно отличается от прав наследования, возникающих по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию. ...

Объект договора бытового подряда. Бытовой подряд и возмездное оказание услуг
Гражданский кодекс РФ дает следующее определение договору подряда: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru