Понятие и юридическая сущность поводов и оснований возбуждения уголовного дела

Закон и право » Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве » Понятие и юридическая сущность поводов и оснований возбуждения уголовного дела

Страница 3

В то же время, если гражданин явился с повинной после возбуждения соответствующего уголовного дела, явка с повинной будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство в соответствии с ч.1 ст. 61 УК РФ. Так, и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.01.07. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», указано что: «явка с повинной, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается в случаях, когда лицо в тех или иных случаях добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении. При совокупности преступлений, явка с повинной, может рассматриваться в качестве обстоятельства смягчающего наказания, только за преступление в связи с которым лицо явилось с повинной». Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.

Следующий повод - сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников ст. 143 УПК РФ. К данной категории поводов относиться все, что не подпадает под заявление о преступлении и явки с повинной. Ныне действующий УПК РФ, не дает пояснения, что именно относить к иным источникам. В ст. 143 лишь указано, что сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников принимаются лицом, принявшим данное сообщение, о чем составляется рапорт. В ранее действовавшем УПК РСФСР 1960 г. ст.108 к поводам относили, заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций; сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной; непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Как видно, ранее действовавший УПК РСФСР четко регламентировал, все поводы к возбуждению уголовного дела, не выделяя иных источников.

В настоящее время, об иных поводах к возбуждению уголовного дела можно судить, изучив Федеральные законы. К таковым, источникам относятся:

1. Результаты оперативно – розыскной деятельности (ст.11 ФЗ «об Оперативно-розыскной деятельности»);

2. Результаты прокурорских проверок (ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01. 1992 г. № 2202-1);

3. Материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов;

4. Информация граждан;

5.Статьи, заметки, письма, опубликованные в СМИ и иная информация – хоть она и будет направлена не только для компетентных органов, но и простых граждан.

Следующим поводом, введенным ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ, является – постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. По своей сути, это нововведение не является новшеством для уголовного судопроизводства, и раньше прокурор мог давать указания органам предварительного расследования, но как показывает статистика, большая половина постановлений прокуроров направлялись органами предварительного расследования обратно, т.е. для органов предварительного расследования, данные постановления не являлись обязательными, и подлежащими непременной проверке. Они могли быть отосланы обратно направившему прокурору, без проведения каких либо действий. С целью пресечения подобных действий, законодатель решил, так сказать «опроцедурить» направляемые постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, и добавить к поводам для возбуждения уголовного дела. Хотя, на мой взгляд, можно было бы, и обойтись, межведомственным актом, регулирующим данное положение.

По мнению проф. кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала международного юридического института А.П. Рыжакова – «Это нововведение, мягко говоря, не только не обеспечено изменениями других норм УПК РФ, но и порождает ряд вопросов, неоднозначное решение которых, по меньшей мере, приведет к различному пониманию названного новшества и разнящейся практике принятия заявлений (сообщений) о преступлениях. возбуждение уголовный преступление явка

Для начала хотелось бы отметить, нужна ли была сама поправка. Из буквального прочтения ст. 140 УПК получается, что перечень поводов для возбуждения уголовного дела, дополнен постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Но разве до внесения поправки в ст.140 УПК РФ такого рода постановления прокурором не выносились? Ответ очевиден: выносились.

Как только прокуроры в 2007г. были лишены права самостоятельно возбуждать уголовные дела, им было предоставлено полномочие «выносить мотивировочное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленным прокурором нарушений уголовного законодательства».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Товарный и коммерческий кредит
В хозяйственной деятельности иногда возникает потребность во временном заимствовании не денежных средств, а сырья, материалов, семян и тому подобных вещей в натуре. При этом получатель нередко заинте ...

Возрастные признаки субъекта
Для правильной оценки своего правонарушающего поведения, его последствий лицу необходимо обладать определенными знаниями, жизненным опытом, которые зависят от многих обстоятельств, и прежде всего от ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru