Объективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

Закон и право » Основные направления борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ » Объективная сторона контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

Страница 1

Объективная сторона преступления представляет собой совокупность признаков, характеризующих внешнее выражение преступного деяния. В теории уголовного права выделяются две группы признаков объективной стороны преступления, составляющие ее содержание: обязательные и факультативные. К обязательным признакам, которые отражаются в составах всех преступлений, относят непосредственно общественно опасное деяние (действие или бездействие), его последствия, а также причинную связь между ними. К факультативным признакам, характеризующим конкретные преступные деяния, относятся время, место, обстановка, способ, орудия и средства совершения преступления.

Признаки объективной стороны даются в уголовно-правовой норме о контрабанде и представлены: характером действия, местом и способом перемещения. Действие выражается в перемещении через таможенную границу предметов контрабанды, место — таможенная граница, а способ перемещения:

а) помимо таможенного контроля;

б) с сокрытием от таможенного контроля;

в) с обманным использованием документов;

г) с обманным использованием средств таможенной идентификации;

д) с недекларированием;

е) с недостоверным декларированием.

В литературе, посвященной анализу контрабанды, эти признаки объективной стороны состава нередко раскрываются лишь со ссылкой на Таможенный кодекс Российской Федерации. Это свидетельствует о необходимости анализа понятия перемещения.

В Таможенном кодексе РФ понятие «перемещение» дается в п. 7 ст. 11, в соответствии с которым «перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств есть совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом».

Под ввозом, говорится в той же статье ТК России, следует понимать фактическое пересечение таможенной границы и все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Данное определение перемещения подвергается острой критике, и не только в уголовно-правовой литературе, поскольку оно не отвечает процедуре таможенного контроля, не отражает тех действий, которые по существу совершаются как при ввозе, так и при вывозе. Кроме того, «перемещение» как понятие определяется в уголовном законе. В соответствии с диспозицией ст. 188 УК России перемещение включает в себя не только фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации, но и действия по ввозу и вывозу, которые выражаются в недекларировании, недостоверном декларировании, в обманном использовании средств таможенной идентификации и документов, необходимых для таможенных целей, а также в перемещении, совершаемом помимо таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. Из сказанного следует, что при ввозе лицо должно не только фактически пересечь таможенную границу, но и совершить действия, нарушающие порядок перемещения.

Вызывает критику то, как предлагается понимать «вывоз товаров», а именно что это «подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы». Приведенная дефиниция вступает в противоречие с другими положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и при буквальном ее понимании искажает смысл уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду.

Подача (представление) таможенной декларации является самостоятельной операцией. В соответствии со ст. 129 ТК России декларация подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Принятие таможенной декларации оформляется в порядке, определяемом ст. 132 Таможенного кодекса РФ. С момента оформления принятия декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. В отношении декларации, подаваемой физическими лицами, перемещающими товары не для коммерческих целей, в законодательстве нет четкого указания на момент, с которого она приобретает силу документа. Однако, исходя из того, что в этих случаях возможны различные формы декларирования, в том числе и устная, а также с учетом положений ст.ст. 133, 134 ТК России, следует признать, что таким моментом является факт вручения письменной декларации официальному представителю таможенного органа, а при устном декларировании — с момента фактического заявления. После этих действий физического лица начинается либо проверка сведений, изложенных в декларации, либо досмотр товаров и т. д. В соответствии со ст. 133 ТК России изменение или дополнение таможенной декларации может производиться только если:

а) к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Общие положения юридической ответственности
В теории права юридическая ответственность является одной из основополагающих правовых категорий. Будучи подвидом общесоциальной ответственности, и, следовательно, во всех главных существенных момент ...

История возникновения пиратства как преступления
Пиратство в своей примитивной форме — морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплав ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru