Церковь и государство в Республике Беларусь

Закон и право » Церковь и государство в Республике Беларусь

Страница 2

Поскольку Конституция обладает верховенством не только по отношению к нормам вновь вводимых правовых актов, но и ранее принятых, Закон о свободе вероисповеданий и религиозных организациях 1992 года приводился в соответствие с Конституцией Республики Беларусь 1994 года и ее изменениями и дополнениями 1996 года. В целях совершенствования закона были приняты три юридических акта: Закон Республики Беларусь от 17 января 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»; Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1999 года № 327-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь» (статья 2); Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 года № 137-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон 2002 года впервые внес ясность в вопрос о соотношении Конституции Республики Беларусь и состава законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях. Если раньше Конституции отводилась роль основного законодательного акта в составе законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, то в 2002 году законодатель пришел к выводу, что Конституцию неправомерно КОРЗИК Снежана Викторовна. В 2001 году закончила юридический факультет Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. С 2001 года ассистент, с 2003 года – преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Брестского государственного университета. Автор публикаций в ряде специализированных изданий и других СМИ. Сфера научных интересов: конституционно-правовое регулирование общественных отношений в религиозной сфере в постсоветской Беларуси.

Законодательство включает в состав разделы о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях ни в целом, ни в виде «соответствующих норм». Поэтому в статье 2 Закона речь идет уже о Конституции как основе данного законодательства. В документе впервые сделана попытка учесть исторически сложившуюся структуру поликонфессиональности белорусского общества, а также степень влияния конфессий на формирование духовных, культурных и исторических традиций белорусского народа. При подготовке законодательного акта учтена конституционная норма о приоритете общепризнанных принципов международного права. Поэтому в нем зафиксированы свобода отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды (ст. 25), свобода верующих объединяться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой (ст.1, 13, 14, 15), свобода религиозных организаций в подготовке религиозного персонала в учебных заведениях (ст. 28), свобода выражения и распространения религиозных убеждений (ч.1 ст. 5). Перечень религиозных организаций, содержащийся в преамбуле закона, несомненно, означает, что государство конкретизировало свои конфессиональные предпочтения и определило потенциальных социальных партнеров в деле возрождения духовности народа. Законодатель не отвел доминирующей роли ни одной религии и ни слова не сказал о том, что одна религия лучше другой. В нем, как и в Конституции, нет термина «государственная религия». Закон не предоставил православной церкви статус ведущей в Беларуси или «первой среди равных», что возвышало бы православие над другими конфессиями. Законодатель не просто включил в преамбулу перечень традиционных религий, отразив существование в белорусском обществе религиозного плюрализма, но и создал правовой механизм для того, чтобы данный плюрализм не вылился во вседозволенность, не вступил в противоречие с интересами национальной безопасности страны в гуманитарной сфере. Соответствие норм законодательного акта конституционным установлениям обеспечено прежде всего путем закрепления в нем регистрационного механизма противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций, исповедующих вероучения, ранее не известные в Беларуси. Оценивая изменения и дополнения, внесенные в закон о религии в свете требований Конституции, следует отметить, что в своей совокупности они создали по сравнению с советским периодом кардинально новую модель взаимоотношений белорусского государства и религиозных организаций. Учет конституционных положений способствовал формированию правовой системы регулирования отношений в области религии, обеспечивающей свободу совести и сохранение культурной национальной традиции. Основная угроза обеспечению реализации прав граждан на свободу совести и вероисповедания в первые годы после распада СССР создавалась именно активизацией деятельности религиозных иностранных организаций и их представителей по монополизации духовной жизни общества. Успеху их деятельности способствовало то, что верующие при советской власти были ограничены в возможности и реальном праве на исповедание веры своих предков . Л.И. Земляков, раскрывая основные характеристики динамики религиозности населения страны, еще в 1997 году писал о том, что нетрадиционные культы в Беларуси Закон разработан исходя из признания, во-первых, исторического значения православия, католицизма, лютеранства, иудаизма, ислама в формировании духовных, культурных и государственных традиций нашего народа, во-вторых, необходимости установления дополнительных гарантий защиты граждан от экспансии псевдорелигиозных сект, в-третьих, возможности развития сотрудничества государства с религиозными объединениями на договорной основе являются едва ли не самой динамичной, быстрорастущей, многовариантной частью религиозных движений. Новый правовой регистрационный механизм обеспечивает, с одной стороны – расширение сферы деятельности исторически унаследованных религиозных организаций, возрастание их роли во всех социально значимых областях жизни, а с другой – противодействие распространению деструктивных сект, оккультных групп, ограничение деятельности иностранных миссионеров. Тем самым в законе реализованы положения декретов Президента Республики Беларусь по вопросам регистрации общественных объединений (организаций). Законодатель выразил свою принципиальную позицию к идеям, философии и формам поведения представителей неокультов и ограничил их возможности в стране. Ограничения состоят, во-первых, в объеме документов, прилагаемых религиозной общиной, исповедующей вероучение, ранее не известное в Республике Беларусь, к заявлению о регистрации. Во-вторых, в том, что материалы о регистрации такой религиозной общины направляются в республиканский орган государственного управления по делам религий для проведения государственной религиоведческой экспертизы. И, в-третьих, в установлении срока рассмотрения этих документов до шести месяцев (ч. 6, ст. 17). Если в законе 1992 года содержался лишь перечень религиозных организаций, то в акте 2002 года закреплено определение понятия религиозной организации и указаны ее признаки. Следовательно, не каждая организация, объявившая себя религиозной, может быть признана таковой. А значит, уже на уровне регистрационных отношений есть возможность противостоять бесцеремонному вторжению религиозных зарубежных организаций в духовную жизнь белорусского народа, а также возникновению и деятельности на территории Беларуси религиозных организаций, «которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников». В части первой статьи 6 закреплено, что все религии и вероисповедания равны перед законом. Одним из проявлений равноправия является то, что все религиозные организации в Беларуси получают статус юридического лица через государственную регистрацию, а основания для отказа в таковой, а также для ликвидации религиозной организации носят исключительно правовой характер. Субъектами ликвидации любой организации являются учредители и суд. Закон существенно расширил гражданскую дееспособность религиозных организаций. Только они могут организовывать коммерческие предприятия по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения. Только религиозные объединения имеют право учреждать средства массовой информации, а религиозные общины могут открывать печатный орган только для внутреннего пользования тиражом не более 300 экземпляров. Закон является выражением и основой политики государства по отношению как к религии и религиозным организациям, так и к атеизму и атеистам. Государство обязано способствовать установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее. Указанная норма сформулирована в контексте гармонизации со статьей 14 Конституции, согласно которой государство обязано регулировать отношения между социальными, национальными и другими общностями Смысл государственной регистрации состоит не в придании религиозной организации легитимности, а в возникновении правоспособности юридического лица, то есть способности иметь гражданские права и принимать обязанности. Одновременно с гражданской правоспособностью возникает и гражданская дееспособность юридического лица, то есть способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Психология предъявления для опознания
В ходе опознания в специально регламентированном процессуальным законом порядке определенное лицо, ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека, труп, предмет или их фото ...

Допрос потерпевшего как способ получения доказательств
Появление в ходе уголовного судопроизводства такого участника процесса, как потерпевший, связано с вынесением дознавателем, следователем, прокурором и судом (судьей) постановления (определения) о при ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru