Церковь и государство в Республике Беларусь

Закон и право » Церковь и государство в Республике Беларусь

Страница 1

В постсоветской Беларуси первым нормативным правовым актом в области религии стал Закон Республики Беларусь от 9 января 1992 года «О внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Республики Беларусь». Он был принят спустя месяц после подписания 8 декабря 1991 года Заявления глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины и Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Принятый закон исключил из части второй статьи 50 Конституции 1978 года положение о том, что церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа от церкви и установил, что в целях более полного обеспечения прав и свобод граждан отношения государства и церкви (конфессий) регулируются законом. В Конституцию страны, следовательно, вместо требования об отделении церкви от государства впервые была внесена норма об их взаимодействии, регулируемом законом. Реализацией данного установления стало принятие Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Каковы же особенности и значение первого белорусского закона в области религии и почему потребовалось его совершенствование? Главным в содержании указанного закона было кардинальное изменение статуса религиозных организаций после десятилетий их бесправного положения и вытеснения из системы субъектов гражданских правовых отношений. А основными задачами стали «вызваленне рэлігіі ад ланцугоў дзяржаўнай апекі і прадастаўленне грамадзянам магчымасці свабодна вызначаць веру». В законе впервые нашли закрепление требования принципа уважительного отношения государства к религиозным чувствам верующих, к содержанию вероучений, канонических установлений, обрядам, культу и другим формам религиозной деятельности, к внутреннему самоуправлению религиозных организаций, к их общественно полезной деятельности. Религиозным организациям, имеющим зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), разрешалось преподавание.

От 31 октября 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». На протяжении всего этого периода отношение к закону остается неоднозначным. Одни считают, что он гарантирует религиозные свободы, обеспечивает безопасность государства в гуманитарной сфере и стабильность в обществе. Другие утверждают, что закон жестко контролирует неправославное вероисповедание и богослужение, содержит необоснованные и обременительные требования к регистрации протестантских организаций, восточных религиозных движений, еврейских реформаторских сообществ, к приглашаемым в республику представителям иностранных религиозных структур. Попытаемся оценить государственно общественную значимость действующего закона о свободе совести и религиозных организациях, исходя прежде всего из того, что его характер и содержание тесно связаны с постсоветским преобразованием конституционного регулирования общественных отношений в религиозной сфере. церковь религия беларусь

Гарантия свободы духа обеспечение правопорядка в данной сфере. В целом закон создал возможности для активизации деятельности религиозных людей и организаций, окончательного освобождения белорусского общества как от богоборчества, так и от принудительной атеизации. На его основе к концу 2002 года количество религиозных общин в стране выросло почти до трех тысяч. Вместе с тем первый национальный закон о религии был разработан с учетом либерально-демократического характера Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О свободе вероисповеданий», который религиозным организациям предоставлял максимум свобод фактически без обязанностей, а государственные местные органы, по сути, отстранял от контроля над их деятельностью. В белорусский закон из российского было перенесено положение о том, что ни одна религия, вероисповедание не пользуются никакими преимуществами и не имеют никаких ограничений по сравнению с другими. В результате закон 1992 года недостаточно защищал традиционные религии белорусского народа от недобросовестной конкуренции со стороны так называемых прозелитистских религиозных организаций. В нем ничего не говорилось о том, какими признаками должна обладать религиозная организация. В статьях 9–18 устанавливался предельно либеральный порядок образования религиозных организаций, регистрации их уставов (положений) и предоставления прав юридического лица. Статья 29 сужала возможности государственного органа по делам религий в оперативном разрешении вопросов практической реализации религиозной политики. Особенностью законодательного акта было и то, что в нем не проводилось различий между свободой совести и свободой вероисповеданий. Законодатель не учитывал, что право на свободу вероисповедания удовлетворяет духовные потребности прежде всего верующей части населения, а право на свободу совести – потребности всех, включая и тех, кто не признает никакой религии. В целом содержание Закона о свободе вероисповеданий и религиозных организациях 1992 года свидетельствовало о наличии в нем значительного резерва для внесения изменений и дополнений. В связи с кардинальным преобразованием в постсоветский период конституционного регулирования общественных отношений в области религии дальнейшее совершенствование данного закона осуществлялось исключительно в контексте гармонизации с Конституцией Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Статья 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну»
Объект утраты документов, содержащих государственную тайну, идентичен объекту разглашения сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 283 УК РФ). Предметом преступления выступ ...

Геноцид - историческая и правовая характеристика понятия
Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: - убийство ч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru