Экономика Афин при Перикле

Закон и право » Афины при Перикле » Экономика Афин при Перикле

Страница 1

В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс).

Начиная с 40–30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не оставались в бездействии, не были обездолены. Поэтому он представил народу грандиозные проекты сооружений и планов работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти были рассчитаны на долгое время.

На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том, что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну драхму в день.

В Афинах у рабовладельца имелись альтернативные стратегии использования раба. Так, хозяин умелого и сильного раба мог сдавать его внаем на условиях сдельной или аккордной оплаты, угрозами и обещаниями добиваясь от раба большей интенсивности труда и большей отдачи, чем можно было получить от поденщика. Он мог отпустить раба, ограничившись получением фиксированной апофоры. Таким образом хозяин снимал с себя заботу о содержании и эксплуатации раба, заодно предоставляя последнему возможность накопить деньги для собственного выкупа из рабства. Этот расчет мог быть основан на предположении, что «охота пуще неволи», то есть за свое освобождение раб будет работать старательнее, чем из-под палки, хозяин же избавится от необходимости стоять с палкой. По мнению Кузнецова, сдельно (и по подряду) работали только граждане и метеки, тогда как рабы – поденно. Из этого правила исследователь признает два исключения: уже упоминавшееся каннелирование колонн (работа над каждой колонной разбивалась на четыре последовательные операции, и каждая бригада, включавшая от пяти до семи человек, занимал ась только своей колонной, получая за каждую из операций соответственно 50, 90, 100 и 110 драхм) и какая-то работа четверых столяров, двое из которых рабы, связанная с рамами потолочных кессонов, она оплачивалась сдельно. Как отмечалось выше, Кузнецов связывает поденную оплату с необходимостью контролировать раба и с отсутствием у последнего заинтересованности в результатах своего труда – заработанные им деньги все равно получал хозяин.

Перикл также организовал создание клерухий – афинских поселений – на землях, входивших в состав Афинского государства. Каждый гражданин Афин мог поучить там участок земли под обработку. Этим шагом Перикл решил сразу две задачи: были созданы гарнизоны за пределами Аттики и простой народ получал дополнительный источник дохода.

Афинская власть также отслеживала стабильное снабжение населения города продуктами, особенно это касалось поставок хлеба. Спекуляция хлебом, завышение цен считались тяжкими преступлениями.

В целом, экономическая политика Перикла была вызвана нуждами времени и его постановления можно назвать актуальными. Тем не менее, в большей степени эти меры были временными, что показал экономический кризис во время Пелопонесской войны. Возможно, что демократические основы, которые усиливал Перикл, подходили для мирного времени, однако, в условиях развязанной Периклом войны, они показали себя не жизнеспособными, дав старт для упадка Афинского полиса.

Правление Перикла стало переломным моментом в классический период и считается временем расцвета афинской демократии. Разумеется, политическая основа для реформирования была заложена до Перикла, особенно это касается реформ Эфиальта. По сути, Перикл их доработал и исправил. Характерной чертой политики и в Древней греции и в Древнем Риме было то, что ее направление зависело от личности человека, стоящего у власти. Так, например, Перикл, женившись на Аклесии, бывшей гетере, был вынужден менять семейное право.

Положительным в политике Перикла является тот момент, что он попытался отойти от своего рода, навязывавшего свои взгляды и лоббировавшего свои выгоды. Отход от своего рода в афинской аристократии был серьезным шагом и лишал Перикла поддержки в случае неудачи.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Трудоустройство инвалидов
Под трудовым устройством инвалида понимается осуществление комплекса организационно-правовых мер помощи лицам, частично утратившим трудоспособность, в устройстве на работу, оказываемом уполномоченным ...

Договор присоединения
История формирования этой договорной разновидности берет начало в XIX в. и связана с началом периода господствования на западных рынках крупных монополистических объединений. Они стали издавать свои ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru