Управление при Перикле

Закон и право » Афины при Перикле » Управление при Перикле

Страница 2

Совет пятисот

Важнейшим по значению органом был Совет пятисот (Совет был учреждён во время политических реформ Солона, первоначально это был Совет четырёхсот; в его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих, Совет действовал от имени собрания). Члены Совета пятисот избирались по жребию народным собранием, к избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет представлял собой высшее, постоянно действующее правительственное учреждение. С этими целями он был разбит на десять дежурных частей – пританий. Пятьдесят членов Совета, представители одной из фил, являлись дежурными в течение одной десятой части года. На все должности, включенные в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов. На эти должности выбирали поднятием руки. Кроме того, поднятием руки избирали и на все военные должности. Совет состоял из пятисот членов, избираемых по жребию, по пятьдесят от каждой филы. Обязанности пританов исполняла каждая из фил по очереди, как выпадал жребий, первые четыре – по 36 дней каждая, а следующие шесть – по 35 дней каждая (как известно, афиняне считали год по луне). «Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле, получая на это деньги от государства….Они собирают и Совет и народ – Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ – четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно – главное, в котором полагается производить проверку действий властей – находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства…».По свидетельству Фукидида и Аристотеля, другое народное собрание назначали для рассмотрения ходатайств; здесь любой желающий, возложив молитвенную ветвь, мог сообщить народу о каких пожелает личных или общественных делах. Другие два народных собрания отводились для всех прочих дел. Председателем пританов было одно лицо, избранное по жребию. Оно состояло председателем в течение ночи и дня, и нельзя было ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранил ключи от храмов, в которых находились казна и документы государства и государственная печать. Он обязан был все время оставаться в фоле, равно как и третья часть пританов, которой он приказывал. И когда пританы собирали Совет или народ, он избирал жребием девять проэдров по одному из каждой филы, за исключением той, которая несла обязанности пританов, и из их среды, в свою очередь, одного председателя и передавала им повестку. Последние, получив ее, следили за порядком и объявляли вопросы, подлежащие обсуждению, вели подсчет голосов и распоряжались вообще всеми делами; они имели право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию.Кроме того, пританы производили в народном собрании выборы стратегов, гиппархов и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ… В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить… Затем народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон, что если Совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные приговоры и взыскания фесмофеты должны представлять на рассмотрение суда, и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу.

…И народ ни по какому вопросу не мог вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проводил какой-нибудь законопроект без соблюдения этих условий, подвергался обвинению в противозаконии.

Другие должности

В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов Совета… Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме, а за главные – по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый… Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды.«…Что же касается так называемых девяти архонтов, то…в настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полемарха – одного из каждой филы по очереди…».Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы – пританы – вели народное собрание. Совет следил за точным исполнением, принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Задачи и основные направления деятельности Прокуратуры
Прокуратура Республики Беларусь является единой централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на терри ...

Требования к качеству информационного обеспечения
Информационная система государственного и муниципального управления предполагает в качестве предпосылки концептуальное, философское осмысление и согласование идеалов, ценностей и целей, важных для об ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru