Управление при Перикле

Закон и право » Афины при Перикле » Управление при Перикле

Страница 1

Деятельность Перикла началась с окончательного оформления демократической системы. Он отменяет право вето Ареопага, введенное Эфиальтом и ограничивавшее суверенитет народа. Вследствие этого Ареопаг утратил свое значение, а его права переходят к Народным трибуналу и собранию.

Народное собрание

Высшим органом власти в Афинах было народное собрание. Оно представляло собой собрание полноправных афинских граждан мужского пола. Существовал возрастной ценз – кандидаты должны были быть старше 20 лет. Голосование было тайным, исключение составляли военные должности. Экклесия (собрание) созывалось 2–3 раза в месяц. Им избирались должностные лица, а также в их обязанности входила законодательная деятельность – они принимали и отклоняли законы.

Роль экклесии была значительной. На обсуждение ставились вопросы о начале или прекращении войны, финансовые вопросы. Также экклесия рассматривала судебные решения. Каждый полноправный гражданин имел право выдвинуть предложение или законопроект. Закон вступал в силу после рассмотрение его Советом пятисот и судом присяжных. С 462 г. имущественный ценз для выборных кандидатов снижается.

Через народное собрание афинский гражданин мог добиться отмены любого закона, если он нарушал принципы демократии. Автора законопроекта, если эти нарушения подтверждались, могли лишить гражданских прав или подвергнуть остракизму. Благодаря этому введению, аристократия не могла изменить конституцию в течение длительного времени, что защищало права остальных граждан. Кроме того, афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу по злоупотреблению власти. Если суд подтверждал это, то лицо освобождалось от занимаемого поста.

Вообще, Хансен и Суриков, рассуждая о переводе термина «демос», приходят к выводу, что означал он в большинстве источников не «народ», а «Народное собрание». Согласно выкладкам М. Хансена (а они представляются надежно доказанными), народное собрание в классических Афинах официально называлось «демос» (ὁ δῆμος), экклесией же чаще всего именовалось заседание этого органа, замечает Суриков. Важность рассмотренного здесь наблюдения трудно переоценить; оно сразу же влечет за собой ряд последствий для дальнейшего изучения афинской демократии, ее институтов и функционирования.

В рамках темы о Народных собраниях можно упомянуть и о докимасии, о которой кстати, говориться в «Постановлении афинских Совета и Народа об Эрифрах» (460-е гг до н.э.): «Совет у эрифрейцев должен быть избран с помощью бобов в составе 120-ти человек. Избранные должны пройти докимасию в Совете, и не должы быть членами те, кто не достиг возраста в 31 год». Докимасия – разбор и проверка чьих-либо прав на занятие известного положения в государстве или в народной общине. Нпр, применялась при занесении в список граждан, причем разбирали, имеет ли подлежащее лицо законные притязания на право гражданства, т.е. происходит ли от родителей-граждан и тп. Особенно важна была в Афинах докимасия должностных лиц. Она производилась после избрания, до вступления в должность, перед Государственным Советом или перед судом.

Важно заметить и вопрос о так называемых «митиленских дебатах», которые исследуются по «Истории» Фукидида. В 428 г. до н.э. Митилена отделилась от Афин, но так как спартанцы не оказали ей своевременной помощи, она сдалась Афинам. В.Р. Гущин в статье «Клеон и митиленский вопрос в «Истории» Фукидида» подробно рассматривает эту проблему. Вопрос об участии восставших активно дебатировался в Народном Собрании Афин. Здесь столкнулись мнения афинского демагога Клеона и Диодота, представлявшего, по-видимому, олигархическую оппозицию демократам. Клеон настаивает на жесточайшей мере наказания, и первую часть своей речи посвящает обоснованию двух тезисов: 1) руководство – созниками – тирания; 2) демократическое устройство не соответствует задачам управления союзниками. Диодот же отвергает основные идеи Клеона, поскольку демос Митилена – потенциальный союзник Афин. Многие исследователи считают Фукидида необъективным по отношению к Клеону. Но нам здесь интересно наличие представителей двух разных политических группировок: олигархов и демократов. Таким образом, на протяжении существования демократических Афин продолжала сохраняться оппозиция демократии, причем, судя по всему, внутри самого Народного Совета – олигархия. (Тюменев это называет противостоянием торгово-аристократической партии и землевладельческой аристократии).

Можно заметить по реформам Эфиальта, что с середины 50-х гг. 5 в. право быть избранными на высшие должности в государстве, поучили граждане третьего имущественного ценза, имущество которых базировалось не на земельной собственности. Таким образом, начинается противостояние торговой и землевладельческой группировок, о чем говорит Тюменев. То есть речь опять идет о политических направлениях внутри Народного Совета.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Психология осмотра места происшествия
Приступая к рассмотрению психологических аспектов осмотра места происшествия необходимо отметить, что каждое преступление приводит к определенным изменениям материальной обстановки, отражается в созн ...

Виды рекламы
Технология рекламных сообщений может различаться: по способу воздействия на покупателя по способу выражения с точки зрения основных целей и задач с точки зрения возможной обратной связи с потребителе ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru