Добросовестное владение и бонитарная собственность

Закон и право » Право собственности в Римском праве » Добросовестное владение и бонитарная собственность

Устарелое деление имущества на res mancipi и res nec mancipi и применение связанных с ними формальных и громоздких способов приобретения и отчуждения, при постоянно увеличивающимся приросте земель и рабов. Это признавалось обременительным и задерживало хозяйственный оборот. Часть римских юристов, например, прокулианци, настаивали на изъятии приплода крупного рогатого скота из категории res mancipi, чтобы облегчить сделки с этой категорией товаров. С другой стороны, собственники земель и рабов, отчуждая их на равных условиях платежа, срока, кредита, нередко ограничивались простой передачей вещи – traditio. Откладывая совершение формальных действий mancipatio до выполнения условий и внесения платы. Отчуждатель res mancipi в этом случае формально оставался квиритским собственником и мог вернуть от приобретателя переданную ему вещь, как свою собственность. Только по истечении установленной законами XII таблиц приобретательской давности добросовестный приобретатель становится квиритским собственником. Преторы шли навстречу требованиям экономически сильнейшим участникам оборота и допустили широкое применение ненормальной передачи для приобретения вещей всех видов, требуя только bona fides (добрая совесть) на стороне приобретателя. Этим термином обозначалась уверенность приобретателя в правомерности полученного владения вещами, или точнее, незнание о недостатках приобретаемого права. Оборот недвижимости стал более подвижным и поэтому более выгодным для самих квиритских собственников.

Если квиритский собственник, отудивший res mancipi, предал ее приобретателю не путем манципации, а при помощи traditio, а затем, основываясь на своем квиритском праве, предъявлял иск об истребовании вещи от приобретателя, последнему была дана возможность отклонить такое требование квиритского собственника, посредством возражения о продаже и передаче этих вещей – exceptio rei venditae et traditae. Если же лицо, приобретавшее res mancipi посредством traditio, утрачивало актическое владение вещью, ему стали давать особый иск, получивший название по имени претора Публиция (I в. до н.э.) – actio Publiciana

. В формуле этого иска допускалось предположение, что приобретатель провладел давностный срок (actio ficticae). Таким образом, лицо, приобретавшее res mancipi при помощи traditio хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе – in bonis; отсюда идет название бонитарной

или преторской собственности

. Бонитарному или преторскому собственнику actio Publiciana давалось против всякого третьего лица.

Такой же иск давался добросовестному приобретателю даже чужих вещей. В случаях потери владения этими вещами, он получал этот иск для истребования вещи, но не от всякого третьего лица, а только от недобросовестного владельца.

Это интересно:

Значение института исковой давности
Не менее важным представляется вопрос о значении исковой давности. Каждый из институтов гражданского права играет свою, присущую только ему, роль в нашем обществе. Это же касается и института исковой ...

Конфискация имущества, денежной сумму взамен имущества и возмещение причиненного ущерба
Возвращение конфискации имущества в уголовный закон вызвало широкий отклик и среди ученых, и среди практиков. При этом основным обсуждаемым вопросом явился вопрос о правовой природе конфискации, поск ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru