Федерации в области собственного бюджета

Закон и право » Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации » Федерации в области собственного бюджета

Страница 1

Основополагающим бюджетным правом субъектов Российской Федерации является право на собственный бюджет.

В литературе указывается, что право на самостоятельный бюджет – основа бюджетно-правового статуса государства и его публично-территориальных образований. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не органам государственной власти. Из данное права выводится широкий круг бюджетных полномочий материального и процессуального содержания, с помощью которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет.

Как это ни странно, но Конституция Российской Федерации, сказав совершенно определенно о праве Российской Федерации на федеральный бюджет и праве органов местного самоуправления на формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, ни словом не упоминает о праве субъектов Российской Федерации на свой бюджет.

Этот недостаток в какой-то степени компенсируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, выделившим в составе бюджетной системы России бюджеты субъектов Российской Федерации, а также собственные законодательные акты субъектов Российской Федерации, конкретизирующие процедуру бюджетного процесса применительно к бюджету субъекта Российской Федерации.

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации можно подразделить на материальные и организационные, что соответствует делению бюджетных правоотношений на аналогичные виды.

К материальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся те их права и обязанности, которые связаны с формированием и распределением бюджета как фонда денежных средств (т. е. при понимании термина «бюджет» в его материальном смысле).

К организационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся те их права и обязанности, которые связаны с формированием бюджетного устройства субъекта Российской Федерации, с осуществлением бюджетного процесса и организацией использования ресурсов бюджета субъекта Российской Федерации.

К основным материальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации в части собственных бюджетов относится следующее.

1. Право на формирование доходной части бюджета (право на доходы).

Это право реализуется главным образом путем:

а) установления источников доходов собственных бюджетов, в том числе установления и введения на своей территории налогов и сборов субъекта Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

б) получения закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включения их в бюджет субъекта Российской Федерации;

в) привлечения в бюджет субъекта Российской Федерации заемных средств; управление долгом субъекта Российской Федерации;

г) направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации и иных доходов субъекта Российской Федерации;

д) самостоятельного использования доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, сумм превышения доходов над расходами, образующихся в результате увеличения поступлений в бюджет, и сумм экономии по расходам бюджета субъекта Российской Федерации. Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать у субъекта Российской Федерации.

2. Право на самостоятельное расходование бюджетных средств (право на расходы).

Данное право реализуется путем:

а) самостоятельного определения направления расходования бюджетных ресурсов;

б) распределения бюджета (как денежного фонда) и выделения денежных средств адресатам бюджетного планирования для их использования в целях финансирования своей деятельности и деятельности подведомственных организаций.

В итоге в процессе расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование задач и функций самого субъекта Российской Федерации.

3. Право на стабильность утвержденного бюджета.

В первую очередь данное право состоит в недопустимости изъятия средств бюджета субъекта Российской Федерации решениями федеральных органов государственной власти в пользу федерального бюджета или в пользу иных лиц.

4. Право на образование в рамках бюджета субъекта Российской Федерации целевых бюджетных фондов.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средств целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Принципы российского федерализма
В основе государственно-территориального устройства России лежат принципы, имеющие определяющее значение для характера взаимоотношений различных уровней федеративной системы, обеспечения единства гос ...

Понятие договора коммерческой концессии. Форма и регистрация договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии (далее в этой работе – договор КК) и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК РФ и российском гражданско-правовом регулировании. Этот договор опосредует спец ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru