Анализ основных источников и стандартов по правам человека в правоприменительной деятельности

Закон и право » Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка » Анализ основных источников и стандартов по правам человека в правоприменительной деятельности

Страница 1

Прежде всего рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека, которая содержит общепринятые международные нормы. Основные положения Декларации легли в основу Международного билля о правах человека, а также перешли в Устав Организации Объединенных Наций. Особое значение уделяют статьям 3, 5, 9, 10 и 11, которые содержат основные принципы, а именно: право на жизнь; свобода и безопасность личности; запрещение пыток и жестокого обращения или наказания; запрещение необоснованного ареста; право на справедливое судопроизводство; право считаться невиновным, пока вина не доказана; запрещение наказаний, имеющих обратную силу.

Содержание обсуждавшихся выше прав получило дальнейшее развитие, когда в марте 1976 г. вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах. Статьи 6, 7, 9, 11, 14 и 15 подробно рассматривают право на жизнь; запрещение необоснованного ареста и содержания под стражей; запрещение тюремного заключения, как наказания за невыполнение договорных обязательств; право на справедливое судопроизводство и запрещение уголовных наказаний, имеющих обратную силу. К Пакту присоединились более 100 государств, и он является документом, имеющим обязательную силу, который обязаны выполнять правительства и их институты, в том числе пенитенциарные. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по правам человека, создание которого было предусмотрено самим Пактом. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (вступил в силу в январе 1976 г.) защищает широкий спектр прав, в том числе право на труд; справедливые условия найма; на организацию профсоюзов; на социальное обеспечение и социальное страхование; на защиту семей и детей; на достойный уровень жизни; здравоохранение, образование, участие в культурной жизни. Имплементация Пакта контролируется Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам.

Первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах вступил в силу одновременно с Пактом. Этот дополнительный документ позволяет Комитету по правам человека получать и анализировать обращения частных лиц, ставших жертвами нарушения какого-либо права, предусмотренного Пактом.

Несмотря на то, что Международный пакт о гражданских и политических правах не запрещает смертную казнь, он устанавливает строгие ограничения на ее применение. Учитывая постоянное увеличение в мире числа сторонников полной отмены смертной казни, в 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Второй факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни и запрещающий ее применение государствами - членами.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него вступила в силу в январе 1951 г. Как и сама Организация Объединенных Наций, она была порождена потрясением, которое испытывало мировое сообщество вследствие грубого нарушения прав человека во время второй мировой войны. Конвенция подтверждает, что геноцид является преступлением, преследуемым по международному праву, она направлена на развитие международного сотрудничества с целью ликвидации этого злодеяния. В частности, Конвенция рассматривает действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальных, этнических расовых или религиозных групп путем убийства, причинения тяжких физических или психических увечий, умышленного создания условий жизни, приводящих к физическому уничтожению, принятия мер, препятствующих рождаемости в группе или насильственной передачи детей одной группы в другую.

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания вступила в силу в июне 1987 г. Она идет значительно дальше Пакта о гражданских и политических правах, обеспечивая защиту от пыток как от международного преступления. Согласно Конвенции, государства - участники обязаны принимать активные законодательные, административные, судебные и другие меры для предотвращения пыток; придерживаться принципа невыдачи, если есть основания подозревать, что выданное лицо будет подвергнуто пыткам; гарантировать жертвам пыток право на обращение с жалобой и ее незамедлительное и беспристрастное рассмотрение компетентными органами; обеспечивать защиту истцов и свидетелей; исключать из рассмотрения показания или заявления, полученные под пыткой; и выплачивать компенсацию жертвам и их иждивенцам.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации вступила в силу в январе 1969 г., запретив все формы расовой дискриминации в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Среди ее положений нормы, требующие равноправия во всех судебных инстанциях и органах, связанных с отправлением правосудия без дискриминации по расовому признаку, цвету кожи, гражданству или этнической принадлежности.

Вступив в силу в сентябре 1981 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин стала основным международным документом, запрещающим дискриминацию женщин в политической, экономической, социальной, культурной и гражданско-правовой областях. Она требует от государств - участников принятия конкретных мер в каждой из перечисленных областей, ликвидации дискриминации женщин и предоставления им возможности реализации и использования прав и основополагающих свобод человека на основе равенства с мужчинами.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Исполнение по банковской гарантии
С наступлением предусмотренного банковской гарантией гарантийного случая (неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом основного обязательства) бенефициар приобретает право требования по отн ...

Продажа комнат в коммунальной квартире
В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с определением гражданско-правового режима комнат в коммунальных квартирах и возможностью признания их самостоятельным объектом права соб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru