Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка

Закон и право » Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка » Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка

Страница 2

Вместе с тем внимание правозащитного сообщества постепенно переключилось на положительные обязательства государства, а значит и на иные роли полиции. В центре внимания оказалась полиция, стоящая на защите прав человека и занимающая ключевую позицию в деле поддержания общей стабильности государства (того, что полицейские называют порядком). Тем самым она способствует созданию условий, в которых граждане могут пользоваться всеми правами (в том числе гражданскими, политическими, социальными и экономическими). В течение долгого времени, анализируя полицию с позиции прав человека, правозащитники рассматривали её лишь в одном измерении и в достаточно негативном свете. Однако недавно в подобный анализ вошли и другие аспекты, в том числе признание более положительной роли, которую способна играть полиция. Таким образом, правозащитникам и работникам полиции открылись новые перспективы, позволяющие определить сферы взаимных интересов.

Десятилетиями при рассмотрении ситуации с позиции прав человека сильное, склонное к нарушениям государство противопоставлялось слабому человеку: граждане нуждаются в защите от государства, усиленно нарушающего их права. Согласно этой точке зрения, права человека в основном считали атрибутом общественной сферы. Однако в последние годы акцент сместился, и на первый план вышел тот факт, что нарушения прав человека не ограничиваются действиями или бездействием государственных должностных лиц в отношении граждан, а в равной мере охватывают и действия граждан в отношении друг друга (негосударственных субъектов в отношении населения или представителей населения друг против друга). В то же время стала подчёркиваться роль государства в деле защиты сферы личной жизни человека. Как заявил Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) в 1992 году: «…на государства может быть также возложена ответственность за деяния, совершаемые частными лицами, в том случае, если эти государства не проявляют должной заботы для предотвращения нарушения прав или же расследования актов насилия, наказания виновных и выплаты компенсации». Полиция - главное ведомство, отвечающее за поддержание общественного порядка и обеспечение верховенства права. Кроме того, она является одной из ключевых государственных служб, ответственной за предупреждение и расследование преступлений, в том числе тех, которые можно квалифицировать как нарушения прав человека. Как таковая, полиция обязана выполнять возложенные на неё функции с должной заботой.

В то же время идея могущественного государства постепенно изживает себя: граждане получили больший объём прав, а государства на деле уже не столь могущественны. Полиция нередко акцентирует этот факт. Её довод состоит в том, что перевес сил сместился от государства к некоторым слоям общества, таким как представители организованных преступных сетей, которые хорошо осведомлены о своих правах и стремятся «злоупотреблять» системой в собственных интересах (например, затягивают судебные процессы, направляют жалобы, обращаются в вышестоящие судебные инстанции). С этой точки зрения права человека расцениваются как фактор, препятствующий эффективной работе полиции. Таким образом, ситуация воспринимается как «уловка 22», при которой система прав человека, выработанная для защиты «слабого» индивида, в действительности ослабляет государство, что приводит к видимому противопоставлению безопасности правам человека.

Существуют и другие важные взаимосвязи между деятельностью полиции и правами человека. Резолюцию о принятии Кодекса поведения ООН часто упускают из виду, однако она заслуживает более пристального внимания. Резолюция гласит: « .каждый орган охраны порядка должен представлять общественность в целом, нести перед ней ответственность и быть ей подотчётным». Это предполагает, что полиция должна сотрудничать с теми, кого обслуживает, то есть с гражданами, с тем чтобы определить цели работы совместно с теми, в чьих интересах она действует. Такой подход – единственный способ избежать технократичного отношения полицейских к поддержанию общественного порядка либо худших последствий. Делая упор на «профессиональную работу полиции», упускается из вида значение «ценностного подхода» к ней, одним из элементов которого является отзывчивость и восприимчивость к нуждам тех, кому полиция служит. Профессионализм -хотя и важная, но далеко не единственная составляющая деятельности полиции в соответствии с принципами прав человека. В то же время способность полиции реагировать на нужды населения также не является залогом соблюдения прав человека. В странах с высоким уровнем преступности общество склонно терпимее относиться к насилию со стороны полицейских, причём некоторые группы населения даже поддерживают насилие в качестве «крутой меры» борьбы с преступностью (например, в Бразилии, ЮАР и Колумбии). Подобные тенденции ставят перед высшим командным составом полиции и его политическим руководством сложные проблемы, которые необходимо решать в тесном сотрудничестве с гражданским обществом.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Последствия сексуального насилия несовершеннолетних
Проблема сексуального насилия до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране, и тем более было не принято обсуждать сексуальные злоупотребления, совершаемые в отношении детей. Хотя, по некот ...

Виды обязательств
Классификация обязательственных правоотношения может быть осуществлена по самым разнообразным основаниям, и в теории гражданского права этот вопрос носит дискуссионный характер. Обязательства опосред ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru