Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка

Закон и право » Международные стандарты поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка » Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка

Страница 1

В общем и целом, существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая (наполеоновская) модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части способности обеспечивать безопасность граждан на своей территории. Считается, что государство наилучшим образом представляет и защищает интересы общественности. При этом должностные лица выполняют поручения государства беспристрастно и профессионально, независимо от того, какой государственный орган они представляют. С этой точки зрения сложно «представить безопасность за пределами всесильного суверенного государства». Наиболее примечательным примером этой модели является Франция, однако ту же позицию склонны разделять и другие страны континентальной Европы. В частности, российская судебная система по своему устройству сродни наполеоновской модели. Вторую (англосаксонскую) модель отличает критическое (и даже недоверчивое) отношение к государственному ведению вопросами безопасности. Роль государства в обеспечении безопасности приравнивается к роли прочих негосударственных субъектов. Должностные лица взаимодействуют с населением и должны представлять его состав, таким образом гарантируя соблюдение его интересов в ходе своей деятельности. Данная модель действует в Соединённом Королевстве и США, а также во многих государствах, на которые эти страны оказали влияние.

Модель, применяемая в данном государстве, в значительной степени зависит от исторически сложившихся условий в стране и находит отражение в организации судебно/правовой системы (розыскная или обвинительная модель судопроизводства).

Восприятие гражданами роли государства во многом влияет на то, как они видят роль полиции. В рамках первой модели полиция в первую очередь видится как сильная рука государства, тогда как во второй полиция расценивается как орган, оказывающий услуги населению. Обе модели легитимны и, теоретически, в равной степени располагают как к соблюдению принципов прав человека, так и к их нарушению. Вместе с тем область прав человека подвержена значительному влиянию англосаксонской позиции, которая отдаёт предпочтение децентрализованной полиции, ориентированной на обслуживание населения, восприимчивой к его нуждам и представляющей состав общества, которому служит. Такой подход действительно может помочь соблюдению прав человека в деятельности полиции, но, разумеется, не является обязательным условием. Более формальное государство, действующее на определённом удалении от своих граждан, потенциально столь же способно следовать принципам прав человека. Более того, внедрение концепций и методов одной системы в другую может быть сопряжено с определёнными трудностями.

Важно помнить о различиях между приведёнными взглядами на роль государства и учитывать их при формировании собственного мнения по данной проблеме. Крупнейшие международные правозащитные организации действуют в условиях англосаксонской модели и, по-видимому, придерживаются соответствующей точки зрения на роль государства.

Как говорилось выше, деятельность полиции не ограничивается одним поддержанием правопорядка. По этой причине в настоящей работе предпочтение отдаётся термину «полиция», а не «органы поддержания правопорядка».

Изначально стандарты в области прав человека были выработаны для контроля за действиями могущественного государства и аппаратов его власти, а также для защиты индивида от злоупотреблений со стороны государства. Этот принцип нашёл отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и других соглашениях в области прав человека. По той же причине международные стандарты в области прав человека, непосредственно относящиеся к полиции, делают упор на полномочия полицейских. Международное право предусматривает нормы, относящиеся к законному применению полицией своих полномочий. Полицейские склонны рассматривать подобные международные нормы как ограничение в действиях. Такая позиция полиции не случайна, поскольку это как раз то, что во многих случаях подчёркивают правозащитники.

Деятельность полиции чаще всего ассоциируется с негативными функциями государства, поскольку полиция может использовать свои полномочия в целях законного ограничения прав и свобод граждан. По большей части оценка законности применения полицейских полномочий возможна только постфактум, поскольку полиция обладает определённой свободой действий (discretion) - и нуждается в ней - в решении о том, когда и как действовать либо бездействовать. Разумеется, для этого требуется действенная система подотчётности (accountability). Действительно, вопросы подотчётности больше всего беспокоят правозащитников, и усиление подотчётности нередко расценивается как важный шаг на пути к решению проблем в области прав человека.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Гражданская процессуальная форма
Тема моей курсовой работы «Источники гражданского процессуального права» и эти источники будут подробно рассмотрены во второй главе моего научного труда, а начать я хотела с исследования самого понят ...

История и условия возникновения тоталитаризма
Тоталитаризм в системе государства возникает во время трудного переходного периода, когда общество идет к индустриализации, и власть пытается преодолеть эти трудности путем введения чрезвычайных мер ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru