Экологическая система как объект права собственности на природные объекты

Закон и право » Право собственности на природные объекты » Экологическая система как объект права собственности на природные объекты

Страница 1

Система отношений государственной и иных форм собственности складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективности производства и в сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому государство устанавливает обязанности экологопользователей с позиций эффективного использования природных объектов при охране и повышении их естественной продуктивности.

Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех позиций: как целостный интегрированный объект, как его обособленные части, имеющие некоторую самостоятельность, и как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.

Экологическая система как целостный интегрированный объект отражена в законодательстве неполно, преимущественно с позиций охраны окружающей среды, и представляет совокупность экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, эти экосистемы можно типизировать (типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и др.).

Охраняемые законом обособленные части экосистемы составляют объект правового регулирования второго уровня, который должен осуществляться не в ущерб первому. Так, если горные работы, допустимые к проведению в первой зоне курортов, наносят вред окружающей природной среде, то они должны быть прекращены.

Объектами третьего уровня правового регулирования являются природные объекты, обладающие индивидуальной самостоятельностью. Так, земля не может быть сравнима с водами, атмосферный воздух — с лесами, недрами, животным миром и т. п. Эти природные объекты фигурируют в законе как объекты государственной собственности, использование каждого из них регулируется нормативно-правовыми актами.

Исходя из этого, правовое регулирование экосистемы осуществляется также на трех уровнях использования и охраны: экосистемы страны в целом; отдельных экосистем, входящих в экосистему страны; отдельных природных объектов.

Правовое регулирование происходит с позиций взаимосвязи природных объектов и их относительной самостоятельности, поэтому в законодательстве имеются основополагающие нормативно-правовые акты, которые регулируют основные природные объекты и взаимосвязаны друг с другом, чем обеспечивается комплексное правовое регулирование экологопользования.

Вместе с тем в правовом регулировании преобладает природоресурсовый, а не экологический подход. Это выражается в том, что:

• в сферу регулирования и правовой защиты взяты лишь те природные объекты (компоненты природных объектов), которые полезны обществу преимущественно с экономических позиций. Так, собственники, землепользователи и арендаторы должны повышать плодородие почв, но не обязаны увеличивать содержание гумуса в почвенном слое. Снижение же количества гумуса в почве, в конечном счете, отрицательно сказывается на ее плодородии;

• законодательством установлен ряд правовых мер и стимулов, направленных на уничтожение той части экосистемы, которая экономически вредна обществу. Например, законом предусмотрены меры борьбы с сорняками, поскольку из-за них теряется до трети урожая сельскохозяйственных культур на полях. Однако нужно отметить, что пресекательные меры, если они проводятся без должного научного обоснования, могут отрицательно сказаться на состоянии экосистем (введение стимулов по истреблению волков нарушает равновесие в животном мире). Природные объекты при таком подходе обретают статус природных ресурсов, которые можно подразделить на:

а) возобновимые природные ресурсы, имеющие относительно простой порядок разрешения их использования. Так, для лесорубочных работ достаточно лесорубочного билета (ордера); для рыбной ловли — соблюдение предельных норм вылова рыбы; для охоты — общего права на охоту и т. п.;

б) невозобновимые природные ресурсы, характеризующиеся более жестким порядком предоставления в собственность, владение, пользование или аренду. Например, для приобретения права добычи полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, необходимо получить горный отвод, а если они добываются открытым способом — земельный отвод и акт па землепользование;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Развитие малого бизнеса и сельского хозяйства в Таштагольском районе
Существенные изменения в развитии сельского хозяйства в Таштагольском районе начался с приходом Советской власти. Процесс создания колхозов сопровождался преобразованием основ сельскохозяйственного п ...

Структура правовых норм
Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru