Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимаются совокупность:
• правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле);
• правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле);
• правоотношений, возникающих между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми). Из этого следует, что право собственности на объекты природы имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.
В правоотношениях обычно присутствуют два объекта. Применительно к экологическому правоотношению ими являются:
1) природный объект (непосредственный объект правового регулирования);
2) объект, имеющий две стороны:
а) заинтересованность экологопользователя в достижении своих целей;
б) стремление государства к улучшению природных объектов, а также к недопущению причинения им вреда.
Правовую специфику природных объектов как объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии. Однако объектом каждого конкретного экологического правоотношения является определенная часть природной среды с ее экосвязями (земли с их полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и т. д.).
Любой природный объект обладает внутренним и внешним признаками.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которая включает:
• свойства природного объекта — типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки (например, землям присуще наличие почвенного плодородного слоя);
• состояние природного объекта — изменения, произошедшие в нем в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями; водоемов — древесиной и т. п.);
• природные процессы, происходящие в природном объекте (ветровая и водяная эрозия почв, их засоление и заболачивание; сокодвижение в деревьях и т. п.).
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и экологической системой в целом.
Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:
• выступают в качестве отдельных объектов природы (земля, недра, леса и т. п.);
• предусмотрены законодательством (например, экологические взаимосвязи или ветровая и солнечная энергия не являются объектами права);
• имеют экологические связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права);
• являются доступными для эксплуатации человеком (например, нельзя использовать оползни и обвалы в горах);
• находятся в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ.
В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ. Введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность.
Отдельные виды природных ресурсов объединяются в фонды, которые подразделяются на подфонды: земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной — по видам и группам лесов и т. п. Каждый подфонд имеет свое целевое назначение, а значит, и собственный правовой статус. Государство должно использовать фонды не только в своих текущих целях, но и с учетом будущих интересов: и в этом аспекте фонды должны служить для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экологическую ценность объектов природы.
Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на территориях, земли и другие природные ресурсы которых используются и охраняются как объявленная Конституцией РФ (ст. 9) основа их жизни и деятельности. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки исключения преобладания интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.
Это интересно:
Характеристика стадии оконченного преступления
Оконченным признается такое преступление, в котором содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом Российской Федерации. Говоря об окончености преступления, нужно з ...
Международное право в законодательстве о защите прав
потребителей
Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития, особенно в западных странах. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других стра ...