Право Древнего Египта

Закон и право » Право Древнего Египта

Страница 4

Судебная иерархия устанавливалась толь в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона или великого визиря. Решению дел обычно предшествовало письменное производство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

Наказания выносились соответственно проступку. Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате. Велика и роль фараона в осуществлении правосудия. Ему докладывали о совершенных преступлениях, и он назначал лиц, которым надлежало проверить правильность предъявляемых обвинений. Судебные заседания протекали в присутствии самого фараона. Об этом свидетельствуют представления о загробном суде над умершим, происходившем перед царем мертвых – богом Осирисом; о том же говорят описания суда богов, сохранившиеся в литературных и религиозных текстах, в которых суд возглавляет царь богов.

Визирь был главой центрального судебного присутствия, являвшегося как апелляционной инстанцией, так и (для некоторых дел) судом первой инстанции; визир был тем лицом, которое с помощью центральной судебной палаты или специальных чиновников руководило и контролировало деятельность всех судебных органов страны, и, наконец, лицом, которое имело право возбуждать процессы против других высших сановников.

Дошедшие до нашего времени тексты Нового царства в роли органов суда называют кенбет и джаджат. Низшим органом управления были сельские общины (джаджаты) – староста и другие должностные лица. Наиболее часто упоминаемой текстами Нового царства судебной инстанцией является кенбет. Происхождение названия этого органа, равно как значение самого термина, остается неясным.

Храмовый, и светский суды обладали одинаковой юрисдикцией, и подсудность того или иного дела одному из этих двух кенбетов определялась не содержанием того вопроса, который следовало решить, а какими-то другими обстоятельствами, например, принадлежностью истца к храму. По своей сути храмовый суд являлся советом, коллегией, управлявшей всеми делами храма и храмовых владений.

В эпоху Нового царства храмовый суд в основном рассматривал дела имущественного характера, однако постепенно под его юрисдикцию подпадают и уголовные дела. Можно сказать, что подсудность того или иного дела именно храмовому суду определялась либо принадлежностью сторон к храмовому персоналу (как при рассмотрении имущественных тяжб, так и при расследовании уголовных преступлений), или же принадлежностью объекта спора одному из тяжущихся как служителю культа.

Важной особенностью судопроизводства храмового кенбета была процедура, во время которой верховный жрец вопрошал божественный оракул – иными словами, получал ответ от божества на тот или иной вопрос.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Древним источником права Египта был обычай, позже приобретает большое значение законодательство фараонов.

Существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Широкое распространение получили договоры перевозки грузов.

Семья характеризовалась пережитками матриархата. Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления.

Все наказания отличались жестокостью – с телесными мучениями (битье) и членовредительными действиями (нанесение рваных ран), умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина.

Хотя отправление правосудия в Древнем Египте находилось всецело в руках рабовладельцев, правящая верхушка общества всячески стремилась к тому, чтобы внушить низшим слоям господствующего класса представление о беспристрастии суда и о равенстве перед ним всех египтян, независимо от их общественного положения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Право собственности и другие вещные права на землю. Применение гражданского законодательства
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения их прав, и обязанностей, порядок осуществления прав и обязанностей, творческой деят ...

Правовое положение аудиторов и аудиторских фирм
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наделяются определенными правами и обязанностями, которые в самом общем виде были закреплены еще во Временных пра ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru