Право Древнего Египта

Закон и право » Право Древнего Египта

Страница 1

Древние египтяне выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Древним источником права Египта был обычай, позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря (главы администрации). Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества.

В древнеегипетской мифологии характерно описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия и справедливого суда.

Древнеегипетское право не знало разделение на отрасли. О сводах египетских законов до нас дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако, на основании косвенных исторических свидетельств – мифов, поучений и хвалебных надписей – можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Причем нормы, регулирующие данные отношения, кроме того, что они были связаны с религией и общеустановленными моральными нормами поведения, отличались формализмом.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя – преступление против религии. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Причем все государственно-значимые события обходились не без участия жрецов.

В Древнем Египте, экономика которого имела преимущественно аграрный характер, особым образом регламентировались сфера имущественных отношений и сфера оборота земель. Здесь был разработан свод (каталог) всех земель страны – «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год.

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. Однако Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону. Различались царское имущество и хозяйство, и имущество и хозяйство частных лиц. Хозяйству царскому «дому царя», хозяйство вельможи противопоставлялось как «дом личный». Скот, так же как и земля, мог быть пожалован, унаследован, передан по завещанию или приобретён.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга. Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение. В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Основные принципы организации администрации США
На уровне федерации в систему органов исполнительной власти входят президент, департаменты, правительственные корпорации, независимые ведомства и другие учреждения. Согласно законодательству, админис ...

Лебединая песня
Свою последнюю речь Александров произнес по делу Нотовича 10 февраля 1893 года. В 1888 году в газете "Новости" была напечатана статья "О чем говорить". Вслед за ней еще несколько ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru