Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

Закон и право » Нормативно-правовой статус Правительства РФ » Правовая основа деятельности Правительства Российской Федерации

Страница 1

Статья 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее Закон) закрепляет основы правового статуса Правительства Российской Федерации. Дефиниция, закрепленная в наименовании статьи, подробно раскрывается в ее содержании.

Первая часть статьи 1 Закона признает Правительство органом государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится. Однако, можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами, публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственная власть - это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии со ст. 11 Конституции Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, часть вторая статьи 1 Закона дублирует положения ст. 110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.

Третья часть статьи 1 Закона закрепляет две основных характеристики Правительства, как органа государственной власти:

Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;

Данная часть подчеркивает коллегиальный характер осуществления деятельности Правительства РФ, не случайно в обиходе и средствах массовой информации Правительство иногда называют «кабинетом министров». Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо не может присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно. Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч. 2 ст. 110 и ст. 6 Закона. В данных нормах указывается, что Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 2 Закона определяет источники правового регулирования деятельности Правительства РФ. К таким источникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.

Не случайно статья 2 Закона на первом месте среди нормативных актов, на основании которых осуществляется деятельность Правительства РФ, называет Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховный суд, в абз. 2 ч. 2 Постановления Пленума Верховного суда N 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» установил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Определение понятий: договор, строительный подряд
Перед тем, как перейти к содержанию такого понятия, как договор строительного подряда, я считаю целесообразным раскрыть его содержание через вычленение отдельных категорий, составляющих его объём. Во ...

Субъекты обязательства вследствие причинения вреда психиатрическим учреждением пациенту
Лица, правомочные оказывать психиатрическую помощь, определены в ст. 18 Закона о психиатрической помощи. Ими являются государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учрежде ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru