Рекомендации по выявлению налоговых правонарушений и способы борьбы с ними

Закон и право » Ответственность за налоговые правонарушения » Рекомендации по выявлению налоговых правонарушений и способы борьбы с ними

Страница 1

Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениями может служить налоговый контроль. 20 июля 1998 г. принят Федеральный закон № 116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». В нем определено, что государственному контролю подлежит соответствие крупных расходов доходам физических лиц, приобретающих в собственность имущество, а также лиц, оказывающих финансовое содействие другим лица в приобретении указанного имущества. В случае нарушения установленного порядка подачи декларации на физическое лицо в соответствии с федеральным законом мог быть наложен штраф административный штраф в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда.

В настоящее время указанный контроль осуществляется на основании статей 86 – 86 НК РФ. В соответствии с указанными нормами налоговому контролю подлежат совершаемые сделки физических лиц – резидентов Российской Федерации по приобретению определенного имущества:

- недвижимости, за исключением многолетних насаждений;

- механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу;

- акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;

- культурных ценностей;

- золота в слитках.

Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущества. Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе и налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Налоговый кодекс РФ в первой части регламентирует процедуру проведения налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков и налоговых агентов по ее результатам. Практическое осуществление контроля обеспечивается нормой, содержащейся в п. 7 ст. 86.2 НК РФ, согласно которой непредставление организацией или уполномоченным лицом соответствующей информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового Кодекса Российской Федерации.Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Формы налогового контроля.

- налоговые проверки (камеральные и выездные).

Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

- проверка данных учета и отчетности.

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

- другие формы налогового контроля, предусмотренные НК РФ.

Камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа. Основание - налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком (ст. 89 НК РФ). Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ проводить проверку можно без специального решения, в соответствии со своими служебными обязанностями.

Цель камеральной проверки – выявить и устранить ошибки , допущенные в декларации. В функции камеральной проверки не входит обязательная фиксация тех налоговых правонарушений, которые не связаны с ошибками в декларации.

Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. НК РФ прямо не определяет форму сообщения налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что по разному оценивается судами в случае подачи искового заявления.

Привлечение налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения при камеральной проверке несколько противоречит сущности этой проверки. Ведь именно налоговый орган осуществляет контроль за правильностью заполнения налоговых деклараций в целях выявления ошибок и информирование налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций. Ст. 88 НК РФ не содержит упоминания о том, что по результатам камеральной налоговой проверки может быть составлен акт, на основании которого может быть начата процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Это дает основание полагать, что выявленные при камеральной проверке ошибки и расхождения могут квалифицироваться как технические ошибки. Иными словами, налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении налоговой декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат. Учитывая, что позиция законодателя по этому вопросу выражена не достаточно внятно, любая кассационная инстанция вправе применить норму ст. 3 НК РФ: все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Реформы Солона
Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. Солон, человек небогатый и занимавшийся торговлею, приобр ...

Инвестиционная политика
Муниципальная инвестиционная политика - целенаправленная, научно обоснованная деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчиво ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru