Порядок прохождения государственной службы

Закон и право » Сравнительное административное право » Порядок прохождения государственной службы

Страница 10

К понятию публичного управления тесно примыкает понятие публично-правовой деятельности, которая регулируется нормами гражданского права (граждане и юридические лица выступают во взаимоотношениях с органами управления в качестве равноправных субъектов). Словарь административного права ФРГ выводит понятие административного права из задач управления и характеризует его как « публичное право», которое не является государственным, конституционным или процессуальным».

В историческом аспекте в Германии принято различать три этапа системы управления:

период абсолютизма в условиях полицейского государства;

период либерального «правового государства»;

период «общества потребления», «государства планируемой экономики».

В противоположность эпохе либерализма, которая ставила перед системой управления задачи ограничения деятельности физических и юридических лиц, помогая государству выполнять роль «ночного сторожа», для современной системы управления характерны «производительные задачи».

В условиях научно-технической революции, быстрого роста производительного потенциала характер государства меняется. Социальное государство предполагает приспособление к потребностям сегодняшнего общества, широкомасштабное вмешательство в сферу экономической и социальной жизни, что в свою очередь означает изменения в стиле управления, в выборе средств административного воздействия.

Поскольку административное право Германии до настоящего времени несет на себе отпечаток нормативизма, характерного для эпохи либерального правового государства, принципы социального государства в случае конфликтов должны ставиться во главу угла.

В развитии принципов социального государства, составляющих краеугольный камень современного публичного управления ФРГ и административного права, большую роль играет Социальный кодекс, который действует с 1976 г. Социальное законодательство ФРГ, отрасли которого представляют собой отпочковавшиеся от административного права правовые системы, предусматривает, в частности, право граждан на получение юридической помощи и консультаций по вопросам, относящимся к социальным услугам, устанавливает перечень социальных услуг, порядок их предоставления, а также обязанности учреждений и ведомств, которые их предоставляют.

Конституцией ФРГ наряду с принципом социального государства положен в основу принцип правового государства, что не исключает выполнения административным правом социальной функции. Такое многозначительное утверждение имеет в виду необходимость критического подхода к расширению рамок научного подхода к изучению управления, прежде всего за счет методов, разработанных в последние десятилетия американской наукой управления, в которой теория административного права не играла главенствующей роли.

В настоящее время ФРГ – правовое государство, устанавливающее совершенную защиту прав личности от возможных нарушений со стороны публичного управления. В соответствии со ст. 19 абз. 4 Основного закона (Конституция ФРГ), в случае любого нарушения прав личности со стороны органов публичного управления гражданин ФРГ вправе обжаловать эти действия администрации в установленном юридическом порядке (обращаться в судебные инстанции). С другой стороны, судебные органы, ссылаясь на конституционные положения, обязаны контролировать деятельность учреждений публичного управления, отменяя те решения, постановления и иные нормативные акты администрации, которые противоречат праву и существующим законам.

В основу деятельности публичной администрации ФРГ положен также принцип демократии. В условиях решения «производительных задач» эффективная демократия возможна лишь в форме правового государства. В свою очередь решение производительных задач способствует развитию демократии, без которых она была бы неполной. Конституционные положения основаны на принципе демократии, означающей не только «безграничную юридизацию» процесса осуществления публичной власти, но и ограничение этой власти. Во-первых, действия публичной власти не могут выходить за пределы государственной власти, во-вторых, публичное управление ограничено теми областями жизни, куда «недопустимо политическое проникновение», а именно наука, религия, всякого рода идеология, семья и др.

Источники административного права ФРГ как в формальном, так и в материальном значении можно представить в виде определенной системы, «вершину» которой образуют Основной закон (Конституция) и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата) и нормотворчество органов публичной администрации, включая правительственные органы управления. Особое место занимают решения Федерального административного суда по некоторым вопросам и нормы международных соглашений.

На основании Конституции ФРГ административная деятельность осуществляется на пяти ступенях:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Это интересно:

Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте
Российская Федерация - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку. Согласно статье 65 Конституции Российской Федерац ...

Состав суда
Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru