Порядок прохождения государственной службы

Закон и право » Сравнительное административное право » Порядок прохождения государственной службы

Страница 10

К понятию публичного управления тесно примыкает понятие публично-правовой деятельности, которая регулируется нормами гражданского права (граждане и юридические лица выступают во взаимоотношениях с органами управления в качестве равноправных субъектов). Словарь административного права ФРГ выводит понятие административного права из задач управления и характеризует его как « публичное право», которое не является государственным, конституционным или процессуальным».

В историческом аспекте в Германии принято различать три этапа системы управления:

период абсолютизма в условиях полицейского государства;

период либерального «правового государства»;

период «общества потребления», «государства планируемой экономики».

В противоположность эпохе либерализма, которая ставила перед системой управления задачи ограничения деятельности физических и юридических лиц, помогая государству выполнять роль «ночного сторожа», для современной системы управления характерны «производительные задачи».

В условиях научно-технической революции, быстрого роста производительного потенциала характер государства меняется. Социальное государство предполагает приспособление к потребностям сегодняшнего общества, широкомасштабное вмешательство в сферу экономической и социальной жизни, что в свою очередь означает изменения в стиле управления, в выборе средств административного воздействия.

Поскольку административное право Германии до настоящего времени несет на себе отпечаток нормативизма, характерного для эпохи либерального правового государства, принципы социального государства в случае конфликтов должны ставиться во главу угла.

В развитии принципов социального государства, составляющих краеугольный камень современного публичного управления ФРГ и административного права, большую роль играет Социальный кодекс, который действует с 1976 г. Социальное законодательство ФРГ, отрасли которого представляют собой отпочковавшиеся от административного права правовые системы, предусматривает, в частности, право граждан на получение юридической помощи и консультаций по вопросам, относящимся к социальным услугам, устанавливает перечень социальных услуг, порядок их предоставления, а также обязанности учреждений и ведомств, которые их предоставляют.

Конституцией ФРГ наряду с принципом социального государства положен в основу принцип правового государства, что не исключает выполнения административным правом социальной функции. Такое многозначительное утверждение имеет в виду необходимость критического подхода к расширению рамок научного подхода к изучению управления, прежде всего за счет методов, разработанных в последние десятилетия американской наукой управления, в которой теория административного права не играла главенствующей роли.

В настоящее время ФРГ – правовое государство, устанавливающее совершенную защиту прав личности от возможных нарушений со стороны публичного управления. В соответствии со ст. 19 абз. 4 Основного закона (Конституция ФРГ), в случае любого нарушения прав личности со стороны органов публичного управления гражданин ФРГ вправе обжаловать эти действия администрации в установленном юридическом порядке (обращаться в судебные инстанции). С другой стороны, судебные органы, ссылаясь на конституционные положения, обязаны контролировать деятельность учреждений публичного управления, отменяя те решения, постановления и иные нормативные акты администрации, которые противоречат праву и существующим законам.

В основу деятельности публичной администрации ФРГ положен также принцип демократии. В условиях решения «производительных задач» эффективная демократия возможна лишь в форме правового государства. В свою очередь решение производительных задач способствует развитию демократии, без которых она была бы неполной. Конституционные положения основаны на принципе демократии, означающей не только «безграничную юридизацию» процесса осуществления публичной власти, но и ограничение этой власти. Во-первых, действия публичной власти не могут выходить за пределы государственной власти, во-вторых, публичное управление ограничено теми областями жизни, куда «недопустимо политическое проникновение», а именно наука, религия, всякого рода идеология, семья и др.

Источники административного права ФРГ как в формальном, так и в материальном значении можно представить в виде определенной системы, «вершину» которой образуют Основной закон (Конституция) и акты высших представительных органов (бундестага и бундесрата) и нормотворчество органов публичной администрации, включая правительственные органы управления. Особое место занимают решения Федерального административного суда по некоторым вопросам и нормы международных соглашений.

На основании Конституции ФРГ административная деятельность осуществляется на пяти ступенях:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Это интересно:

Ответственность налоговых органов и их должностных лиц
На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. В развитие данного положения ст. 137 НК РФ устанавливает право каждого лица обжаловать акты налоговых органов н ...

Воровство «ренты» и расширение аудитории
Продолжая рассуждения об этике, нельзя не остановиться на этической стороне самого пиратства и часто используемом аргументе о лишении автора заслуженной компенсации за творческий труд. Для того, чтоб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru