Субъекты административного права Франции

Закон и право » Сравнительное административное право » Субъекты административного права Франции

Страница 2

Функции управления за пределами столицы осуществляют также местные службы различных министерств. Они существуют на уровне департаментов, возглавляются департаментскими директорами, называются департаментскими службам. и подчиняются министерствам. В частности, решение руководителя службы может быть отменено министерством, местные службы получают из центра указания в виде циркуляров, их работа проверяется генеральными инспекторами министерств.

Префекты и местные службы министерств являются главным орудием политики территориальной централизации государственной власти в унитарной Франции.

Местные сообщества бывают двух видов: обычные (большинство общин, департаментов и регионов) и особые (регионы Иль-де-Франс и Корсика, Париж, Марсель, Лион, заморские регионы и территории). В соответствии с законом все это публичные юридические лица. Их статус устанавливается законами, а не административными актами. Руководящие органы сообществ выбираются населением. Ранее они жестко контролировались центром через префектов. Теперь этот надзор стал менее строгим и осуществляется путем опротестования их актов в административных судах. Финансовый контроль осуществляется через региональные отделения Национальной счетной палаты.

Обычные местные сообщества – общины и департаменты – предусмотрены ст. 72 Конституции Франции. Новая их категория – регионы – создана Законом 1972 г.

Наиболее многочисленные сообщества – это общины. Их насчитывается около 36,7 тыс. (от 100 человек в небольшой сельской общине, до 1 млн в городской). Общины возникли еще задолго до революции как наследницы церковных приходов. Они ближе всего к населению, наименее централизованы, наиболее демократичны. Правовое положение общин определяется Общим уставом, утвержденным Законом 1984 г. К ведению общин относятся водоснабжение, очистные сооружения, рынки, ярмарки, скотобойни, муниципальные библиотеки и музеи, похоронные бюро и кладбища, также частично и учебные заведения. В отдельных случаях они могут вмешиваться в хозяйственную и иную деятельность частных лиц.

Во главе общины стоит муниципальный совет (насчитывает от 9 до 69 членов в зависимости от числа жителей) избираемый населением сроком на 6 лет. Выборы в совет и его досрочный роспуск декретом Совета министров осуществляются под контролем административного суда. Муниципальный совет ежегодно утверждает местный бюджет, принимает решение о займах, о штате служащих, выбирает из своего состава мэра общины и контролирует его деятельность. Мэр и его заместители – это исполнительная власть общины.

Община имеет собственное имущество: местные дороги – на правах публичной собственности, а иногда крупные предприятия и другое имущество – на правах частной собственности. Доходная часть общины пополняется за счет общинных налогов.

Для осуществления совместных проектов общины образуют различные объединения: специализированные синдикаты, многоцелевые синдикаты, городские округа и сообщества. Все это публичные юридические лица. В целях укрупнения общин закон устанавливает разнообразные финансовые льготы их объединениям.

Департаменты (их 99, включая особые) были созданы в 1791 г. вместо провинций. Они менее самостоятельны, чем общины, поскольку более жестко контролируются центром. В них сосредоточена основная масса служб министерств. Реформы 1982–1983 гг. существенно укрепили самостоятельность департаментов:

им отошла часть полномочий, осуществляемая центром;

исполнительным органом департамента является не назначаемый правительством префект, а избираемый генеральным советом департамента председатель.

Высшим органом управления департамента является генеральный совет, избираемый населением на 6 лет и обновляемый наполовину каждые 3 г. Совет утверждает бюджет и договоры с другими департаментами о создании хозяйственных или иных объединений, определяет судьбу ассигнований, выделяемых центром, осуществляет опеку над общинами, избирает председателя совета и контролирует его деятельность.

Председатель генерального совета является главой местной исполнительной власти. В его распоряжение переданы частично местные службы министерств, поскольку департамент ранее не располагал собственным аппаратом служащих.

К особым местным сообществам относятся Париж с пригородами, Марсель, Лион, о. Корсика, заморские регионы и территории.

В настоящее время Париж входит в состав Иль-де-Франс, состоящего из 6 департаментов. Регион занимается благоустройством территории, экономическим и социальным планирование, городским транспортом и созданием зеленых зон. Им управляет региональный совет в составе 164 человек, экономический и социальный комитет и префект, который одновременно является и префектом Парижа.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Организационно-правовая система управления в сфере науки
Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, на ...

Организация управления высшим учебным заведением
В соответствии с Конституцией РФ гражданам России гарантируется право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муницип ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru