Субъекты административного права Франции

Закон и право » Сравнительное административное право » Субъекты административного права Франции

Страница 1

Субъектами административного права Франции являются:

частные лица – как физические (граждане), так и юридические (частные организации, фирмы, компании, корпорации и т. д.;

публичные лица – ими могут быть только юридические лица (государство, представляемое главным образом его центральными органами, местные сообщества (территориальные коллективы), публичные учреждения).

Государство обладает всеми признаками юридического лица: имеет имущество – государственную собственность; располагает штатом служащих; заключает договоры; берет на себя обязательства; выступает в суде в качестве стороны. В отношении государства судом может быть вынесено решение о возмещении ущерба и уплаты судебных издержек. Государство как в центре, так и на местах представляют его должностные лица.

Исполнительную власть во Франции осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров). Роль этих органов зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство – к другой.

Президент республики занимает главное место в системе органов государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органам государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента. Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства.

Президент обладает большими полномочиями: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента).

Полномочия президента, требующие контрассигнатуры членов правительства, немногочисленны:

созыв парламента на чрезвычайную сессию;

подписание декретов и ордонансов, принятых Советом министров;

назначение на гражданские и военные должности;

назначение дипломатических представителей.

На практике президент расширяет свою власть, в частности за счет правительства.

Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Их назначает президент (министров по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет.

Полномочия правительства делятся на две группы. Наиболее важные из них правительство осуществляет коллегиально, на заседаниях Совета министров, решающая роль в направлении деятельности правительства принадлежит президенту. Другие полномочия осуществляются на заседаниях кабинета правительства. На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как во многих других странах, занимает особое положение в правительстве.

Министры обладают высшей административной властью в подведомственных им сферах. Их решения могут быть отменены только административными судами, а не президентом или премьер-министром. Так решил в 1965 г. Государственный совет, рассмотрев дело Тунисской торговой компании. В крайнем случае премьер-министр может добиться отставки министра, действуя через президента, а новый министр уже вправе отменить решение своего предшественника.

Помощь министру в управлении оказывает его кабинет, который может включать не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру своего министерства. Крупнейшие подразделения министерств возглавляют генеральные директора, в подчинении у которых находятся директора, их заместители, руководители отделов, служб, начальники бюро и т. д.

Центральный аппарат министерства не занимается повседневной оперативной деятельностью, это функции местных служб министерства. Главная функция центрального аппарата- оказание помощи министерству в разработке политики министерства и осуществлении контроля за проведением ее в жизнь.

Представителями государства в департаментах и регионах являются префекты. Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и другими местными службами. Однако многие важные службы до сих пор неподведомственны префекту (например, местные государственные службы финансов, образования, труда, армии, юстиции). В соответствии с политикой децентрализации компетенция префектов по руководству местными службами должна расширяться.

Префекты вправе издавать нормативные и индивидуальные акты, контролировать деятельность местных сообществ.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Международное сотрудничество в области прав человека
Необходимо подчеркнуть, что проблема международного контроля в целом и тема контроля в области поощрения и защиты прав и свобод человека в частности являются одними из наиболее актуальных в междунаро ...

Основные положения о наследовании
Наследование – это распоряжение своим имуществом наследодателем на случай его смерти, в отношении принадлежащего ему имущества, иных прав, совершенное в предусмотренной законом форме и с соблюдением ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru