Порядок обращения в суд

Страница 1

Право на обращение в суд с жалобой на неправомерные действия администрации предусматривается соответствующим законодательством. Вопрос о том, имеется ли у лица право на подачу жалобы, решается в конечном счете самим судом. Это правило было сформулировано Верховным судом США в 1944 г. по делу Stark v. Wickard. Противоположная позиция означала бы, что какие-то административные действия были бы окончательными, даже если имеет место злоупотребление властью со стороны администрации.

Суды признают административное решение окончательным лишь в рамках системы административных органов. Даже если закон указывает, что суды не имеют права пересматривать подобные решения, они тем не менее принимают жалобы и на них, считая, что суды не вправе пересматривать лишь те решения администрации, которые отвечают всем требованиям закона. Если такой уверенности у них нет, то они принимают дело к своему производству. В равной степени суды не признают окончательными также и те действия администрации, которые совершаются в рамках ее дискреционной власти. В таких случаях суд по просьбе заинтересованной стороны вправе проверить, не было ли допущено учреждением злоупотребление правом на усмотрение. Аналогичную позицию по вопросу об окончательности административного действия занимают также суды штатов.

Позиция судов по вопросу об окончательности административного решения нашла свое отражение в параграфе 704 пятого раздела Свода законов США: «Действие учреждения, подлежащее, согласно закону, проверке, а также окончательное действие учреждения, для которого не предусмотрено иного действительного способа защиты, подлежат судебной проверке». Если по данной категории дел допустимо обжалование действий администрации в суд, возникает вопрос, есть ли у конкретного лица право на обращение в суд. В США это право имеет лишь лицо, непосредственно заинтересованное в результатах того административного действия, которое оно оспаривает.

В параграфе 702 указано: «Лицо, несущее правовой ущерб, либо лицо, которому действием учреждения был нанесен вред в смысле соответствующего закона, имеет право на судебную проверку такого действия».

Под правовым ущербом суды понимают прежде всего имущественный ущерб.

При возникновении спора между частным лицом и администрацией встает вопрос: кто, учреждение или суд, должен разрешить этот спор, т. е. кто из них имеет первичную юрисдикцию.

Согласно доктрине первичной административной юрисдикции учреждение имеет приоритет перед судом при разрешении вопросов факта в сфере, в которой он является специалистом. Однако первоначальная юрисдикция по вопросам права (насколько верно учреждение истолковывает и применяет норму права) принадлежит судам.

Обычно дело должно пройти все установленные законом административные инстанции, прежде чем оно «созреет» для судебной проверки. Суды принимают к своему производству дело, не прошедшее все административные инстанции, только тогда, когда учреждение действует явно вне сферы своей компетенции.

Лицо может также обратиться в суд, если прохождение всех административных инстанций может нанести лицу «непоправимый ущерб». Такая возможность прямо предусмотрена Примерным штатным ЗАП и косвенно вытекает из параграфа 705 Свода законов США, который предоставляет суду право приостанавливать исполнение административного решения, наносящего «непоправимый ущерб». Суды принимают к своему производству также дела, не прошедшие все административные инстанции, если им уже известно мнение администрации по аналогичным делам.

Статутная форма контроля имеет место тогда, когда она предусмотрена законом. Закон может указать, что административный приказ вводится в действие судом, куда учреждение обращается с петицией или иском относительно введения в действие приказа против правонарушителя. Рассматривая петицию или иск, суд проверяет законность приказа. В таком порядке, например, вводятся в действие запретительные приказы Национального совета по трудовым отношениям. Петиции подаются в апелляционные, а иски – в окружные суды. Закон может также предусмотреть возможность обжалования частным лицом административного действия или бездействия. Впервые такая форма судебного контроля была предусмотрена Законом о Федеральной торговой комиссии 1914 г. и затем широко распространилась в законодательстве. В настоящее время большинство федеральных законов указывает именно на эту форму судебного контроля. Для обращения в суд устанавливается 60-дневный срок, для подачи жалобы в окружные суды штата – 30-дневный срок.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Понятие и принципы построения органов государственной власти
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не толь ...

Понятие преступности
Преступность с исследовательской точки зрения - одно из наиболее сложных и интересных социально-правовых явлений. "Состояние преступности и проблемы борьбы с ней, - пишет в предисловии к книге В ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru