Порядок регулирования административной деятельности

Закон и право » Сравнительное административное право » Порядок регулирования административной деятельности

Страница 1

Деятельность административных учреждений в США протекает в двух формах:

разработка и принятие нормативных актов;

рассмотрение отдельных дел конкретных лиц и вынесение по ним решений (индивидуальных актов).

Конституция США предоставила Конгрессу полномочия на издание правовых актов. В конце XIX в. Конгресс уже не мог справиться с огромным потоком дел и был вынужден передавать полномочия на издание нормативных актов президенту и другим административным органам.

О производном характере административного нормотворчества свидетельствует также контроль над ними со стороны легислатуры, которая бдительно следит за тем, чтобы исполнительная власть не выходила за пределы предоставленных ей полномочий. Если президент или иное должностное лицо издает нормативный акт без достаточного основания, конгрессмены могут выдвинуть обвинение в превышении администрацией предоставленных ей полномочий и потребовать аннулирования акта.

Издавая нормативные акты, административное учреждение фактически осуществляет ту власть, которую должна осуществлять легислатура, т. е. законодательствует.

Конституционных оснований для административного нормотворчества у штатов не больше, чем на уровне федерации, поскольку в конституциях штатов имеется «распределительная оговорка», в соответствии с которой одной власти прямо запрещается осуществлять функции двух других.

Быть или не быть административному нормотворчеству, во многом зависело от судов. И суды в целом ряде решений по делам, в которых оспаривалась конституционность делегирования администрации законодательных полномочий, санкционировали подобную практику. Первое такое решение Верховного суда США относится к 1813 г. Суд считает делегирование конституционным, если в делегирующем законе указаны четкие границы (стандарты), в которых должна протекать нормотворческая деятельность администрации. При наличии подобных стандартов передача нормотворческих полномочий не рассматривается в качестве полной, окончательной, как отказ законодательного органа от этих полномочий.

Американская практика выработала несколько официальных и неофициальных способов, которые применяются в отношениях администрации с частными лицами при разработке, принятии и введении в действие нормативных актов. Важнейшие из них:

петиции;

оповещение о подготовке акта;

предоставление гражданам свободного доступа к материалам учреждений;

консультации, конференции и совещательные комитеты;

открытые (публичные) слушания;

регистрация и опубликование актов;

отсрочка вступления акта в действие.

Согласно 1-й поправке к Конституции США, американские граждане имеют право обращаться с петициями о прекращении злоупотреблений к правительству и к административным учреждениям. Пятый раздел Свода законов США также предоставляет возможность заинтересованным лицам обратиться к учреждению с петицией об издании, изменении или отмене нормативного акта.

Федеральный закон требует, чтобы каждое учреждение сообщало в официальном правительственном вестнике «Федерал Рэджистер» о предполагаемом издании нормативного акта. Сообщение должно содержать:

указание на время, место и характер нормотворческой процедуры;

ссылку на акт, которым предоставлено нормотворческое полномочие;

цель или существо акта либо изложение проблематики, изучаемой в связи с подготовкой акта.

Вслед за публикацией учреждение обязано предоставить всем заинтересованным лицам возможность участия в нормотворческой процедуре (письменные заявления).

Учреждение работает в тесном контакте с лицами и организациями, деятельность которых оно регулирует. При подготовке проекта нормативного акта администрация запрашивает мнение заинтересованных лиц, посылает им копии проекта, проводит конференции, на которые приглашает представителей заинтересованных организаций.

Опыт конференций подсказал и другую форму участия общественности в нормотворческом процессе – совещательные комитеты, которые можно подразделить на:

разовые – для оказания помощи учреждению при обсуждении отдельного вопроса;

временные – организуемые учреждением на определенное время для решения категории вопросов;

постоянные – состав и компетенция, порядок деятельности которых регламентируются законом.

Одна из главных целей консультаций, конференций и совещательных комитетов – подготовка проекта административного акта, который сможет быстро пройти в учреждении стадию слушания. Открытые слушания, устраиваемые администрацией, являются особенностью американского нормотворческого процесса. По порядку ведения их можно подразделить на неформальные и формальные.

Неформальные слушания аналогичны слушаниям в комитетах легислатуры.

На формальных (состязательных) слушаниях присутствуют две стороны: производители дешевых товаров – против производителей дорогих товаров (при установлении максимальных цен и минимальных ставок заработной платы); рабочие и служащие – против предпринимателей (в отношении заработной платы и условий труда) и т. д.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Отличие правовых актов управления от других актов и юридических документов
Правовые акты управления отличаются от актов правосудия и прокурорского надзора содержанием, юридическим свойством, порядком принятия, отмены, обжалования и исполнения. Правовые акты управления могут ...

Единый налог
Правовой режим взимания единого налога с ИП и физических лиц установлен Указом Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru