Источники административного права США

Закон и право » Сравнительное административное право » Источники административного права США

Страница 1

Основными источниками административного права США являются:

Конституция США (федеральная и штатов);

законы федерации и штатов;

судебные решения;

акты административных учреждений.

Конституции могут быть признаны в качестве источников административного права с существенной оговоркой, поскольку они, как правило, не формулируют принципов или норм административного права. Такие нормы и принципы были созданы судами, Конгрессом США и легислатурами штатов фактически вопреки основным законам. Конституции по отношению к административному праву содержат главным образом ограничительные положения. Основные законы указывают пределы, которые не должны переступать законодатели – при формулировании ими норм административного права, администрация – в ее деятельности и суды – при осуществлении ими контроля как над легислатурами, так и над администрацией. Принцип разделения властей, положенный в основу этих конституций, хотя и не воспрепятствовал легислатурам в передаче администрации части законодательных и судебных полномочий, а судам в санкционировании подобной практики, все же сдерживает процесс передачи ничем не ограниченных полномочий.

Особо важное значение для административного права, в особенности для его процессуальной части, имеют 5-я и 14-я поправки к Конституции США. В 5-й поправке, которая распространяется только на федеральные учреждения, говорится: «Никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры: никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого возмещения». В 14-й поправке указывается, что «ни один штат не должен лишать кого-либо жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры». Эти конституционные нормы рассматриваются американцами как основание для участия заинтересованных лиц в процессе выработки административного решения либо для предъявления в суде иска к учреждению, сотрудники которого своими действиями по службе нанесли частному лицу ущерб.

В формулировке ст. 3 (раздел 2) Конституции США указывается: «Судебная власть распространяется на споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной». На этой формулировке базируется институт судебной проверки оспариваемых частным лицом действий администрации.

Большую роль в создании административного права сыграла законодательная деятельность легислатур. На федеральном уровне отправной точкой можно считать 1887 г., когда был принят Закон о междуштатной торговле, учредивший первое независимое ведомство (агенство) – Комиссию междуштатной торговли. Нормотворчество Конгресса США было особенно значительным в 30-е и последующие годы при президенте Ф. Д. Рузвельте и его преемниках. В указанный период было издано множество законов, учредивших новые независимые ведомства и определивших их структуру, компетенцию, порядок деятельности, Законами была усилена также исполнительная власть правительства, созданы новые департаменты (министерства) и расширены старые.

Однако до 1946 г. существовал разнобой в деятельности независимых ведомств и департаментов. В целях унификации административной практики в 1946 г. был принят Закон об административной процедуре (Федеральный ЗАП). Положения этого закона об опубликовании административных документов и доступе граждан к материалам учреждений были значительно расширены законами о свободе информации (1967 г.), о неприкосновенности частной жизни (1974 г.) и др. Являясь по существу административным кодексом, Федеральный ЗАП сформулировал важнейшие положения, регулирующие информирование граждан о деятельности администрации, административное нормотворчество и квазисудебную деятельность, проверку судом решений учреждений.

В 1966 г. Конгресс США кодифицировал пятый раздел Свода законов США, получивший название «Правительственная организация и служащие». Раздел полностью посвящен учреждениям в системе исполнительной власти, в том числе и административным. Он включает: учреждения в общем, управление гражданской службой и служащих.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Понятие юридического лица в современном гражданском праве России
В советской науке гражданского права проблема юридического лица традиционно относилась к числу сложных методологических. Вместе с тем проблемы теории юридического лица, совершенствования и практическ ...

Гражданские движения в России
Различные гражданские движения служат ключевой характеристикой современного жизнеспособного гражданского общества, являются формой участия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru