Виды и принципы контроля

Контроль – необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) – аппарата государственного управления в общественной жизни.

Сущность и назначение контроля:

наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;

принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

В сфере государственного управления больше, чем в какой-либо иной области общественной деятельности, контроль отличают многосторонность и разнохарактерность, позволяющие компетентным органам судить о соответствии результатов деятельности аппарата управления в целом, отдельных органов управления разных уровней, их структурных подразделений и работников стоящим перед ними задачам, возложенным служебным обязанностям.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы в отраслях управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами государственного управления.

Органы контроля интересуются не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является его составной частью. По своему содержанию она уже контроля и заключается в эффективной оценке выполнения соответствующего решения, указания, задания подчиненным аппаратом управления.

В контрольной деятельности используются различные методы: тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, заслушивание отчетов, наблюдение за действиями контролируемого субъекта и т. д. Не менее полезны обсуждения, аналитический разбор ситуации, беседы с работниками, инструктирование их и оказание необходимой помощи.

В большинстве случаев контроль и проверка исполнения производятся одновременно непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управления и специальными органами или их должностными лицами.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают подконтроль предварительный (превентивный), текущий и последующий. Исходя их организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объектов, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (подведомственном) контроле.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить:

контроль Президента Республики Беларусь;

контроль органов предварительной (законодательной) власти;

контроль органов государственного управления;

контроль органов судебной власти.

Это интересно:

Политические права
В отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Именно эти различия отражает Конституц ...

Анализ тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на личность в ПМР и России
В 2008 году в ПМР было зарегистрировано 6634 преступлений. В 2008 году число убийств сократилось на 11,3% (с 53 до 47), причинения тяжкого вреда здоровью на 23,3% (с 86 до 66). Среди преступлений про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru