Субъекты административного процесса

Закон и право » Сравнительное административное право » Субъекты административного процесса

В законодательстве Республики Беларусь содержатся административно-процессуальные нормы, определяющие субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, гарантии осуществления. Такие нормы содержатся, например, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан», в Кодексе законов о труде, дисциплинарных уставах и др.

Круг субъектов административного процесса определяется следующими обстоятельствами:

широтой сферы государственного управления, в которой осуществляется административный процесс, что предопределяет многообразие его субъектов;

связью с разрешением индивидуально-конкретных дел, поэтому в нем не участвуют некоторые из известных праву субъектов (например, государство, административно-территориальные образования);

самим характером процессуальной деятельности, вследствие чего субъектами административно-процессуальных отношений должны быть признаны участники, которые не являются субъектами материальных административно-правовых отношений.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что административный процесс – прежде всего деятельность, в рамках которой решаются задачи, стоящие перед органами государственного управления.

Орган административного управления (должностное лицо) выступает в двух качествах:

во-первых, как субъект административно-процессуальной деятельности, являющейся одним из путей практической реализации их компетенции;

во-вторых, орган управления (должностное лицо) может участвовать в административном процессе как сторона либо представляющая доказательства по делу, либо дающая соответствующие объяснения (например, при рассмотрении жалобы гражданина на действия должностного лица и т. п.). В делах, возникающих в связи с совершением административного проступка, стороной процесса является должностное лицо, составившее соответствующий протокол о правонарушении.

В качестве субъектов административно-процессуальной деятельности могут в установленных законодательством случаях действовать:

судебные органы (например, районные (городские) народные суды (народные судьи) при применении мер административной ответственности за мелкое хулиганство, при разрешении жалоб на определенные действия должностных лиц);

органы прокуратуры (например, при принесении протеста в порядке общего надзора на незаконный акт управления, на административное взыскание, вынесенное с нарушением требований);

негосударственные организации (политические партии, общественные объединения, профсоюзы). Они могут выступать в административном процессе в качестве организации, возбудившей административное дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора; третьего лица, организации, защищающей права и интересы других лиц;

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (наиболее многочисленная группа). Они выступают в административном процессе в качестве:

лица, возбудившего дело перед органом, имеющим право на его разрешение в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей;

стороны административного спора, заявившей в органе, правомочном разрешать административное дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование в органе о нарушении или оспаривании его прав заявителя;

третьего лиц, то есть лица как заявившего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявившего, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

лица, привлекаемого к административной ответственности;

потерпевшего, т. е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб;

лица, защищающего права и интересы других лиц;

свидетеля.

В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, обусловленную той ролью, которую он выполняет в процессе;

государственные служащие, административно-процессуальная правосубъектность которых обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, определяющее значение имеет принадлежность служащего к определенной категории (руководители, специалисты, вспомогательный персонал). Их административно-процессуальная правосубъектность шире, чем правосубъектность иных категорий служащих; во-вторых, большую роль играет содержание должностных прав и обязанностей (например, директор завода и председатель исполкома принадлежат к одной и той же категории служащих (руководители), но совершенно ясно, что административно-процессуальная правосубъектность их различна).

Это интересно:

Процедура определения показателей эффективности и результативности при применении особого порядка оплаты труда
При определении показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих необходимо, чтобы они, с одной стороны, были связаны с показа ...

Организационно-правовые основы деятельности местных кенешей
Правовые акты представительных органов обычно называются решениями. Представительный орган принимает решения коллегиально. Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устана ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru