Административная юрисдикция, основные черты

Закон и право » Сравнительное административное право » Административная юрисдикция, основные черты

Страница 1

Под административной юрисдикцией понимается установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления по разрешению в предусмотренных законом случаях непосредственно, т. е. без обращения в суд, спорых вопросов применения норм административного права, оценке действий конкретных лиц с точки зрения соответствия их этим нормам и применению в необходимых случаях административных санкций. Административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествлять ее с любым вариантом государственно-управленческой деятельности.

1. Источник административного процесса в юрисдикционном смысле – возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений – административно-правовые споры.

2. В основе административно-правовых споров, в процессе разрешения которых осуществляется правовая оценка поведения (действий) спорящих сторон, лежат индивидуальные административные дела. Рассмотрение только спорных конкретных дел составляет содержание юрисдикционного административного процесса (например, дела об административных правонарушениях, жалобы граждан).

3. Разрешение споров предполагает установление определенного порядка, т. е. правил, которыми следует руководствоваться при рассмотрении индивидуальных дел. Это означает необходимость особого правового регулирования административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера.

4. Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса административно-процессуальных отношений горизонтального типа (обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников). Но равенство сторон имеет силу до определенного момента – момента вынесения решения по данному спору или индивидуальному делу, что относится к прерогативе субъектов процессуальных отношений, в руках которых сосредоточены юридически-властные полномочия, необходимые для такого решения.

В юрисдикционных правоотношениях практически реализуются материальные нормы административно-процессуального права. При этом административная юрисдикция, которая находит свое выражение в этих отношениях, прежде всего закрепляется в виде полномочий соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) по разрешению административно-правовых споров.

5. Административная юрисдикция, как процессуальная категория, служит в конечном счете целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления. Ее основное назначение – правовая защита административно-правовых отношений. Одновременно в рамках административно-юрисдикционной деятельности практически осуществляется защита и других правовых отношений (например, финансовых, трудовых, земельных, природоохранительных и т. п.).

Границы административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера определены таким образом, что в ее порядке происходит не только защита, но и реализация требований материальных административно-процессуальных норм и такого же рода правовых норм других отраслей права.

6. Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь не является исключительной прерогативой исполнительных органов (должностных лиц).

7. Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые, во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия и, в-третьих, отражают специфику административной юрисдикции. К числу таких принципов относятся: законность; компетентность; процессуальное равенство сторон; охрана интересов государства и личности; достижение материальной истины; доступность; гласность; экономичность; состязательность.

8. Юридический результат административной юрисдикции – соответствующее властное и одностороннее воздействие: решение вопроса либо о судьбе соответствующего индивидуального административно-правового акта, являющегося объектом спора, либо о правомерности или неправомерности ведения (действий) тех или иных лиц (организаций), либо, наконец, о необходимости применения соответствующих принудительных мер в интересах восстановления или защиты правопорядка в сфере государственного управления.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Формирование системы территориального прогнозирования и планирования
Отмечено, что в настоящее время принятие муниципальных программ социально-экономического развития в муниципальных образованиях вовсе не означает безусловного их выполнения в силу имеющихся противореч ...

Правоприменительная конкретизация юридических норм
Конкретизация юридических норм является важным элементом их правильного, единообразного и эффективного применения. Правоприменение представляет собой властно-организующую деятельность компетентных го ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru