Административный процесс: сущность, виды, принципы, стадии

Закон и право » Сравнительное административное право » Административный процесс: сущность, виды, принципы, стадии

Страница 1

Процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный, бюджетный, землеустроительный процесс и т. п.).

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс – это реализация норм материального права, поэтому деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса, который предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления для достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т. е. соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме: происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно, возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего надо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности: во-первых, прямая зависимость от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органическая связь с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

Под административным процессом в широком смысле понимается процесс исполнительной деятельности органов государственного управления, т. е. процессуальные формы ее осуществления; в узком смысле – это урегулирование административно-процессуальными нормами деятельности органов государственного управления по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений для обеспечения законности и укрепления правопорядка.

Нередко административный процесс рассматривается по аналогии с уголовным и гражданским процессом как юрисдикционная деятельность. Характерной особенностью отличающей его от других видов процесса (уголовного и гражданского), является то, что он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами.

Сфера применения административного процесса не исчерпывается реализацией норм административного права и защитой административных правоотношений. Нередко на основании норм административного процессуального права применяются материальные нормы иных отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового и др. (например, производство по делам об отводе земель и земельных участков и их изъятии; производство по налоговым делам; производство по некоторым трудовым спорам и т. д.).

Основу для формирования понятия административного процесса составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается как административно-процедурная и административно-юрисдикционная.

Будучи органической частью управленческой деятельности, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления. Однако как специфическая деятельность исполнительно-распорядительных органов и других компетентных субъектов, связанная с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс и все составляющие его виды производств осуществляются на основе специальных принципов:

законность административного процесса;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Компетенция Европейского Союза
Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическ ...

Объекты охраны Федеральной службы охраны Российской Федерации
Под объектами государственной охраны понимаются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 6 Федерального закона «О государственной охране» определ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru