Система административных взысканий. Основные и дополнительные административные взыскания

Закон и право » Сравнительное административное право » Система административных взысканий. Основные и дополнительные административные взыскания

Страница 1

Административные взыскания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости. В ст. 23 КоАП Республики Беларусь закреплены следующие административные взыскания:

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

исправительные работы;

административный арест.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные взыскания.

Закон подразделяет административные взыскания на основные, основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров и транспортных средств могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; административные взыскания, указанные в части первой ст. 23 настоящего Кодекса – только в качестве основных; административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание (в редакции Закона от 9 июля 1999 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 57. 2/65).

Законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

Предупреждение (ст. 25 КоАП) – взыскание морального характера; выносится в письменной форме или оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Штраф (ст. 26 КоАП) – денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством; он является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя.

Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного, а на должностных лиц – пятисоткратного размера минимальной заработной платы.

Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы (в редакции Закона от 29 декабря 1997 г. – Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998 г. № 2. Ст. 5).

Возмездное изъятие (ст. 27 КоАП) – принудительное изъятие предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по его реализации.

Возмездное изъятие оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Действующим законодательством предусмотрены следующие варианты применения возмездного изъятия:

основное взыскание (возмездное изъятие) – ст. 174 КоАП (нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов);

дополнительная мера (штраф) – ст. 107 КоАП (нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте) и ст. 176 (уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов).

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28 КоАП), состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. В случае конфискации продуктов питания или других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо, налагающие административное взыскание, имеют право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю со взысканием с него стоимости этих предметов.

Конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств
Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новы ...

Заключение договора строительного подряда
Согласно ст. 434 ГК РФ «Форма договора», договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. В ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru