Состав административного правонарушения

Закон и право » Сравнительное административное право » Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава.

В действующем законодательстве отсутствует понятие «состав административного правонарушения», это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общий объект административного правонарушения – это общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина – при мелком хулиганстве, достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление – действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т. п.), характера деяния, его систематичности и т. д.

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъектов можно поделить на следующие группы: общие (достижение 16-летнего возраста и вменяемость); специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение); иные признаки (военнообязанный, иностранец и др.).

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействие, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

В Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они выделяются в статьях его Особенной части, нет понятия и субъекта административного правонарушения.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и т. д.). Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. Действующим законодательством субъектом административной ответственности признаются организации, имеющие статус юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям (вина нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал).

Это интересно:

Понятия и основные черты материальной ответственности, основания ее применения
Установление и реализация мер материальной ответственности – это область гражданского и трудового права. Тем не менее, с помощью норм административного права определяются полномочия органов (должност ...

Бюджетная компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Бюджетная компетенция субъекта Российской Федерации как бы «распределяется» между различными органами государственной власти этого субъекта соответственно назначению и специализации каждого из них, м ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru