Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Закон и право » Сравнительное административное право » Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Страница 7

Правовые акты управления, вступившие в силу, действуют постоянно (бессрочно), пока не будут отменены. Некоторые могут иметь временный характер и действуют в рамках оговоренного в них срока. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае в акте (его части) указываются сроки действия акта или событие, при наступлении которого акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении события акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) акт, может продлить его действие на новый срок или придать ему бессрочный характер (Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Постоянный или временный характер действия правового акта не является препятствием для приостановления или прекращения его состояния, т. е. отмены. В законодательстве не всегда четко определяются порядок и юридические последствия приостановления и прекращения действия акта.

Приостановление и прекращение действия (отмена) влекут разные юридические последствия как для самого акта, так и для регулируемых им вопросов (общественных отношений). Приостановление не влечет за собой утрату актом юридической силы. Оно лишь не дает возможности применять (исполнять) этот акт. Приостановление – это временное прекращение, задержание действия акта. В законодательстве не всегда оговаривается срок, на который может быть приостановлен акт, так же, как и его причины (основания). Например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 1999 г. «О нераспространении действия постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.1999 г. на некоторые производственные объединения» до 01.01.2000 г. Если срок указан, то он в большинстве случаев определяется временем, необходимым для рассмотрения жалобы, протеста прокурора об отмене оспоримого акта, экономической или иной целесообразности (необходимости) задержки его действия. Срок, необходимый для рассмотрения жалобы или протеста, называется в соответствующей общей правовой норме (например, ст. 270 КоАП Республики Беларусь). В случае приостановления акта по экономической или иной целесообразности срок оговаривается в самом акте, которым приостановлено действие оспоримого правового акта.

Причины для приостановления могут быть различными. В законодательстве приостановление предусмотрено как в связи с нарушениями законности, так и при наличии иных обстоятельств (например, при нецелесообразности в настоящее время применять положения акта или если немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания невозможно). Названные обстоятельства являются лишь некоторыми из возможных и допустимых. Приостановление акта – это одно из управленческих действий, поэтому не всегда конкретно определяется в качестве отдельного полномочия. Оно может осуществляться и по другим основаниям (например, по экономической и иной целесообразности). Конечно, это не означает, что любой акт и в любой момент может быть приостановлен. Приостановление осуществляется путем издания другого акта, как вышестоящим в иерархической управленческой системе органом, так и не находящимся в ней. Не исключается приостановление действия и собственного акта, т. е. органом, издавшим этот акт. Приостановление акта – юридическая акция. Она заканчивается продолжением действия акта либо его отменой. Продолжение действия акта возможно при условиях: законности, исчезновения обстоятельств, препятствующих исполнению (например, постановления о наложении административного взыскания, истечения срока, на который акт был приостановлен). Отмена возможна при доказанности незаконности акта или наличии иных причин.

Отмена прекращает действие правового акта и порождает ряд проблем. Вопрос об отмене акта управления не получил надлежащей научной разработки и правовой регламентации. Отмена не может быть произвольной, без достаточных оснований и аргументов. В ряде случаев такие основания оговариваются в правовых актах, в других – они не называются (например, п. 25 ст. 84 Конституции Республики Беларусь). Наиболее часто для отмены акта указываются нарушения законности. Формулировка же названного основания в разных актах не одинакова. В одних случаях законодатель пытается дать перечень правовых актов, которым должен соответствовать оспоримый акт, в других – ограничивается употреблением термина «законодательство», в третьих – наравне с термином «законодательство» дается перечень и некоторых правовых актов.

В Законе о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах в качестве оснований для отмены актов справедливо называются и такие, как несоответствие акта государственным интересам, недостаточная финансовая обеспеченность и юридическая необоснованность акта.

Основанием для прекращения действия правовых актов управления может быть:

исполнение содержания акта;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Государственное регулирование оказания правовой помощи населению
С 15 января 2012 года благодаря законодательной инициативе Президента РФ начал действовать Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" ...

Сущность правоотношений
Сущность правоотношений выражается в ее необходимости, определяющих, устойчивых свойствах, которые характеризуют наиболее глубинные процессы, протекающие в правоотношениях. Эти свойства выступают в е ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru