Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Закон и право » Сравнительное административное право » Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения

Страница 1

Одним из важнейших условий юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку его издания.

Можно выделить три основные группы требований:

1. Общие требования законности (юридические требования), которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как и по какому вопросу они создаются. Они имеют правовой характер и содержатся в Конституции Республики Беларусь, законах и других нормативных правовых актах, в том числе и актах управления:

• Правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь и актам вышестоящих органов (ст. 7 Конституции Республики Беларусь). Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты Совета Министров могут издаваться в русле Конституции Республики Беларусь, законов и актов Президента Республики Беларусь. Акты республиканских органов управления должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь.

• Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, должностного лица только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных им прав. Практически, прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо свериться, относится ли он к предмету ведения органа, должностного лица. Иными словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия этого органа (должностного лица).

В ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь…» установлено, что Совет Министров Республики Беларусь не вправе осуществлять полномочия, предоставленные законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь и иным государственным органам.

У каждого органа имеются свои способы и средства решения тех или иных вопросов. Избирая иные средства, он тем самым выходит за рамки предоставленной ему компетенции. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено право применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при районных, городских исполнительных комитетах. Если начальник паспортно-визовой службы наложит штраф на гражданина, проживающего без прописки, то он выйдет за пределы своей компетенции, и его акт будет незаконным.

Как несоблюдение требования следует рассматривать решение вышестоящим органом, должностным лицом вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов, должностных лиц, если подобное вмешательство прямо не предусмотрено соответствующим правовым актом. Например, районный исполком является вышестоящим органом по отношению к административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД. Однако он не может изъять находящееся у них какое-либо дело об административном правонарушении, рассмотреть его и применить к виновному лицу меру административной ответственности. В то же время исполнительный комитет как вышестоящий орган может принять решение по жалобе или протесту, поступившие на постановление административной комиссии, и т. д.

Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение мелкого хулиганства может принять постановление о наложении только штрафа; исправительные работы или административный арест, которые также предусмотрены за это нарушение, он не может применить. Государственные ветеринарные инспекторы областей, городов и районов могут принять постановление о наложении штрафа лишь до десяти минимальных заработных плат, хотя ч. 2 ст. 102 КоАП Республики Беларусь штраф предусмотрен до двадцати минимальных заработных плат. Такой предельный размер штрафа вправе наложить лишь главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь (ст. 217 КоАП Республики Беларусь).

• Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров. Постановления Президиума должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. Распоряжения издаются в единоначальном порядке премьер-министром и, следовательно, не могут приниматься на заседаниях Правительства или его Президиума. Правда, в нарушение указанного общепризнанного порядка принятия правовых актов коллегиальными органами не исключается и так называемый порядок «путем опроса (выяснение мнения членов Президиума по особым неотложным вопросам либо по вопросам, не требующим обсуждения без рассмотрения их на заседаниях).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Меры профилактики краж, совершенных с проникновением в помещение
Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, в частности, внутренний кризис 2008 г., принесли не только ожидаемые перемены, но и высокую инфляцию, безработицу, всплеск преступности. ...

Субъекты производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях складываются из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лиц ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru