Виды административно-правовых актов управления

Закон и право » Сравнительное административное право » Виды административно-правовых актов управления

Страница 4

Если анализировать правовые акты управления в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению и другим вопросам.

Важное значение имеет классификация правовых актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству, каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.

Президент Республики Беларусь уполномочен Конституцией Республики Беларусь издавать декреты, указы и распоряжения. С их помощью могут решаться и управленческие вопросы, а следовательно, такие акты являются правовыми актами управления. Статьей 101 Конституции Республики Беларусь предусмотрено два вида декретов:

декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;

временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости по собственной инициативе или по предложению Правительства.

Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 г. являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Оба типа декретов имеют силу законов. Временные декреты представляются для последующего рассмотрения Парламентом и сохраняют силу, если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава обеих палат Парламента). Поскольку Конституцией не установлено, что Парламент обязан по итогам рассмотрения одобрить либо отменить соответствующий декрет, получила распространение практика принятия декрета к сведению.

Законом о Президенте Республики Беларусь установлено, что декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц. Декреты всегда нормативны и ими регулируются самые разнообразные вопросы государственной и общественной жизни.

Указы по юридической силе находятся ниже, чем декреты. Ими регулируются вопросы, не требующие вмешательства Парламента, следовательно, менее значимые. Указы могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными). В 2000 г. Президент издал 711 указов. Большая часть из них – указы индивидуального характера: о назначении на должности или освобождении от них, о награждениях, о присвоении званий.

Распоряжения по юридической силе ниже указов. Они, как правило, имеют индивидуальный характер и издаются преимущественно по вопросам внутриорганизационного характера.

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления. Это единственная форма правового акта, который вправе принимать Правительство. Постановления – акты коллегиальные, так как они могут быть приняты на заседаниях Правительства или его Президиума (малого Совета Министров). По особо неотложным вопросам либо вопросам, которые не требуют обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься и путем опроса членов Президиума Совета Министров, т. е. без рассмотрения на заседаниях (ч. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь «О Совете Министром Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Постановления могут быть как нормативными, так и индивидуальными. Они издаются на основании Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и в целях их исполнения.

Председатель Совета Министров издает распоряжения. Это акты индивидуального характера. По результатам заседаний, совещаний у премьер-министра и его заместителей могут приниматься решения в форме протоколов, указаний, поручений. Такие правовые акты являются только индивидуальными. Все они имеют меньшую юридическую силу по сравнению с постановлениями, должны им соответствовать и не противоречить. Акты единоначального руководства принимаются по вопросам компетенции премьер-министра и требуют оперативного разрешения. В 2000 г. Правительством было принято 2024 постановлений.

Министерства, государственные комитеты и комитеты при министерствах и государственных комитетах издают приказы и инструкции. Органы надведомственного характера, кроме того, могут издавать государственные (отраслевые) стандарты, методические указания, рекомендации, нормы, правила.

Местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения. Председатель исполнительного комитета (руководитель местной администрации) издает распоряжения.

Руководители предприятий, учреждений, организаций издают приказы и распоряжения. Подобные акты издают отделы, управления и другие структурные подразделения местных исполнительных комитетов и администраций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Административно-правовой статус граждан, пребывающих в пограничной зоне
Пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе,- служит исключительно интересам создания необ ...

Гражданство Российской Федерации: понятие, порядок и формы удостоверения, основания приобретения и утраты
Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта связь длится в течение всей жизни человека. ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru