Виды административно-правовых актов управления

Закон и право » Сравнительное административное право » Виды административно-правовых актов управления

Страница 2

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственной управленческой деятельности, так как в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и служат важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Именно они обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, но используются также и для реализации норм ряда других отраслей белорусского права (финансового, земельного, трудового и т. п.). Главное требование, предъявляемое к их изданию, – соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Законе «Об основах службы в государственном аппарате».

По юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным действиям.

В зависимости от целей и характера все индивидуальные акты можно разделить на оперативно-исполнительные и правоохранительные.

Оперативно-исполнительными являются акты применения диспозиции правовой нормы (распоряжение о перечислении средств, решение о выдаче ордера на квартиру и т. д.). Издаются они практически всеми органами исполнительной власти.

Правоохранительные индивидуальные акты издаются с целью обеспечить охрану права от нарушений либо восстановить нарушенное право. В ряде случаев реализуются санкции правовых норм (приказ об объявлении дисциплинарного взыскания за нарушения по службе, постановление о применении административного взыскания за нарушение общественного порядка, отмена незаконного индивидуального акта нижестоящего органа и т. д.). В правоохранительных актах, как правило, дается правовая оценка поведению, деятельности различных субъектов правоотношений в сфере государственного управления. Но их нельзя отождествлять с мерами административного принуждения, реализация которых не сводится к изданию индивидуального правоохранительного акта управления, а включает в себя и соответствующие материально-технические операции (например, получение штрафных сумм, удержание их в случае неуплаты нарушителем в установленный законом срок и т. д.).

Каждый индивидуальный акт должен строго соответствовать общему правилу, норме права, регламентирующей данный вид отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ходе повседневной деятельности государственных органов нередко возникает вопрос, типового решения которого еще нет в нормах права. В этих случаях индивидуальные акты издаются в общих рамках компетенции государственных органов, в пределах правовых норм, устанавливающих их права и обязанности. Такое проявление оперативной самостоятельности, равно как и иные ее проявления, допускаются строго в пределах и целях, установленных в законе. По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

Наряду с нормативными и индивидуальными выделяют также общие и смешанные правовые акты управления.

Общие акты содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.) или общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.) либо разъясняют что-то.

В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо еще и общие требования.

По действию в пространстве различаются акты центральных и акты местных органов.

Акты центральных органов действуют либо на всей территории Республики Беларусь, либо лишь на ее части, предусмотренной актом.

Акты местных органов могут действовать лишь в пределах области, района, города и т. п.

В соответствии с принципом централизации и децентрализации в управлении акты местных органов должны соответствовать актам центральных органов.

По характеру компетенции органов, издающих акты, различаются акты общего и акты специального (отраслевого) управления.

К актам общего управления относятся акты Совета Министров, исполнительных комитетов, которыми регулируются отношения, возникающие в ряде отраслей государственного управления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь
В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного ...

Основные направления деятельности и компетенция МВД РФ
Нынешняя концепция нормативного регулирования деятельности Министерства внутренних дел не может формироваться без учета современной социально-политической обстановки в стране. В этой связи, прежде че ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru