Виды административно-правовых актов управления

Закон и право » Сравнительное административное право » Виды административно-правовых актов управления

Страница 1

Правовые акты управления образуют самостоятельную систему юридических актов, внутри которой можно обнаружить определенные группы или виды, отличающиеся друг от друга.

Классификация дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, место среди других актов, т. е. глубже уяснить их сущность, общие и конкретные признаки.

Наиболее распространенной является классификация по следующим критериям:

юридическим свойствам;

действию в пространстве;

характеру компетенции органов, издающих правовые акты управления;

органам, их издающим;

времени действия;

порядку издания.

Юридические свойства являются главным критерием классификации актов управления. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные (регламентарные) и индивидуальные (нерегламентарные)

Нормативные акты содержат нормы права и выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил должного поведения всеми субъектами государственного управления. Они рассчитаны на длительное применение (исполнение) и не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, санитарно-гигиенических правилах и т. п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях).

Это юридические акты подзаконного административного нормотворчества. Их подзаконность – свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое выражение в их содержании.

Нормативными актами:

конкретизируются нормы высшей юридической силы, т. е. содержащиеся в законодательных актах;

определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления (например, таможенные правила, правила приватизации государственных предприятий и т. п.);

проводятся в жизнь различного рода социально-экономические программы (например, программа приватизации, демонополизации и т. п.);

определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата, непосредственно подведомственных Президенту или Правительству Республики Беларусь;

обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений (например, о свободе вероисповеданий, о праве на образование и т. д.);

устанавливаются необходимые ограничения, запреты, возлагаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления (например, о чрезвычайном положении, о въезде и выезде из страны и т. п.);

формируются основные линии взаимодействий различных участников управленческих отношений;

осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений (например, о судебном обжаловании неправомерных действий исполнительных органов (должностных лиц и т. п.)).

Нормативные акты управления служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но сами их не создают. По Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» они являются официальными документами установленной формы, издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) и с соблюдением предусмотренной процедуры.

К индивидуальным относятся акты, содержащие конкретные предписания определенному лицу. На основании этих актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения (например, приказ о назначении на должность; постановление о наложении административного взыскания). Издавая административные акты, органы государственного управления планируют работу подчиненных им органов, производят расстановку кадров, распоряжаются находящимися в их ведении фондами собственности, поощряют хороших работников и привлекают к ответственности нарушителей. Индивидуальные акты в наибольшей степени соответствуют задачам оперативного управления. В отличие от нормативных они носят ярко выраженный правоисполнительный, правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию это – распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела и вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, т. е. их адресат – определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Юридическая ответственность военнослужащих
Юридическая ответственность, применяемая к военнослужащим, осуществляется на общих принципах и основаниях. Однако в ряде случаев она характеризуется повышенной строгостью и большим разнообразием санк ...

Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность – правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарных проступков. Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия (уч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru