Понятие и сущность административно-правовых форм

Закон и право » Сравнительное административное право » Понятие и сущность административно-правовых форм

Страница 8

Властный эффект присущ лишь тем правовым актам государственных органов, которые издаются в одностороннем порядке и содержат обязательные к исполнению предписания. Согласия на издание со стороны лиц и организаций, которым они адресуются не требуется. Правовые акты управления – это односторонне-властные акты. Момент властности в них выражен в наибольшей степени, что находит свое отражение в таких часто употребляемых словах, как «обязать», «запретить», «приказываю», «постановил» и т. д. Между тем односторонность не означает, что в актах не могут быть учтены предложения (воля) других субъектов правоотношения. Целый ряд актов издается на основании пожеланий указанных субъектов.

Однако не все правовые акты управления имеют императивный характер. Все большее значение приобретают и научно обоснованные рекомендации.

Одним из важнейших принципов деятельности всех органов государства является принцип законности. Как принцип государственного управления, он находит свое выражение в подзаконности управленческой деятельности. Правовые акты управления имеют подзаконный характер. Содержание их подзаконности определяется не только верховенством законов в системе правовых актов государства, но и наличием иерархии правовых актов, соответствующей иерархии органов исполнительной власти. Подзаконность правовых актов управления означает, что они должны соответствовать требованиям законов и иных актов вышестоящих органов по содержанию, форме и порядку издания.

Согласно Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» правительство действует в рамках Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и обеспечивает их исполнение. Министерства, государственные комитеты и комитеты при них издают акты на основе и в целях исполнения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 122 Конституции Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы принимают свои акты на основании действующего законодательства; руководители предприятий, учреждений и организаций – в соответствии с уставами и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Подзаконность подчеркивает, что правовые акты управления являются исполнительными решениями. Их издание направлено не просто на исполнение законов и актов вышестоящих органов государственного управления, а на исполнение путем решения (распорядительства) возникающих управленческих вопросов.

Термин «решение» в законодательстве понимается не однозначно (например, как определенный вывод, заключение (умозаключение), утверждение или действие, как правовой акт, как вид (форма) актов, как совокупность актов).

Решения как умозаключения (текст акта, его содержание) становятся актами, когда их облекают в юридическую форму – приказ, постановление, распоряжение и т. д. Такие решения первичны и выступают в роли содержания актов, т. е. формулируются раньше, до оформления их в виде акта. Правовой акт без решения не просто бессодержательный, а абстракция, реально не существующее явление. Особенно четко это прослеживается при принятии решений коллегиальными органами. Такие решения становятся правовыми актами нередко по истечении определенного времени, исчисляемого днями и более, после надлежащей доработки и придания им формы актов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Право потребителя на информацию об изготовителе
Понятие информации о товаре, работе, услуге. Информация - один из критериев выбора потребителей. Это зависит от того, что только на основании достоверной и полной информации потребитель может выбрать ...

Общий порядок приобретения наследства и отказа от наследства в современном российском праве
Закон (ст. 1151 ГК РФ) устанавливает специальный срок, в течение которого наследник должен выразить свое согласие на принятие наследства. Он равен шести месяцам и начинает течь со дня открытия наслед ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru