Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм

Закон и право » Сравнительное административное право » Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм

Страница 2

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;

ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;

административно-правовой статус общественных объединений;

отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

административно-правовой статус граждан.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т. е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т. п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение – обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти, поэтому граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Самостоятельное значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т. е. об их юридической силе.

Нормы административного права, как и нормы других отраслей права, имеют пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Вступление административно-правовой нормы в силу может быть определено специальным актом, принятым соответствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом. Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие административную ответственность граждан, вступают в силу через определенный срок, как правило, через 10 дней после опубликования.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юридической силы решается путем официальной ее отмены специальным актом государственного органа.

Действие норм рассчитано на неопределенное время, однако существуют нормы, действие которых связано с наступлением события (стихийные бедствия и т. п.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. Различают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Юридический анализ субъективных признаков злостного уклонения от уплаты алиментов и понятия злостности как конструктивного признака субъективной стороны данного деяния
Субъект злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей является специальным. Применительно к ч. 1 ст. 157 УК ответственность могут нести только родители, т. ...

Возникновение криминалистики и основные направления ее развития в начальный период
Возникновение и становление криминалистики как области научного знания неразрывно связано с потребностями уголовного процесса в использовании данных естественно-технических наук для решения возникающ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru