Понятие административно-правовой нормы, ее специфика и структура

Закон и право » Сравнительное административное право » Понятие административно-правовой нормы, ее специфика и структура

Страница 1

Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.

Административно-правовые нормы определяют границы должного поведения в управленческих отношениях, в этом их специфика. С помощью административно-правовых норм устанавливается, когда и при соблюдении каких условий действия субъектов управленческих отношений соответствуют требованиям режима законности в государстве, дисциплины и правопорядка. При соблюдении определенных условий они дозволяют или запрещают совершение определенных действий. По характеру и содержанию административно-правовые нормы имеют повелительный (императивный) характер.

Императивность может быть выражена:

в виде прямого предписания, обязывающего субъект поступить только определенным образом;

в возможности избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;

в виде предоставления субъекту права действовать по своему усмотрению, однако не превышая границ поведения, определенных нормой.

Административно-правовые нормы можно также разделить на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Каждая из них применительно к конкретной сфере административно-правового регулирования получает специфическое содержание. Так, если анализировать применение административно-правовых норм в области охраны общественного порядка, о здесь наиболее характерны нормы, обязывающие или запрещающие то или иное действие. В управлении социально-культурным строительством все большее место наряду с обязывающими нормами занимают нормы, уполномочивающие, создающие простор для выбора вариантов поведения в целях достижения наиболее оптимального результата.

Административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений. В них находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), действовать участники регулируемых управленческих отношений.

Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав и обязанностей. Они регулируют порядок рассмотрения и разрешения споров в управленческих отношениях, порядок наложения административных взысканий за правонарушения, порядок их обжалования и приведения в исполнение.

Реализация административно-правовых норм осуществляется, в основном, двумя способами:

исполнение – на основе нормы люди выполняют свои конкретные функции;

применение – осуществляют уполномоченные, компетентные органы и должностные лица; это их правоприменительная деятельность.

В отличие от обычного исполнения административно-правовых норм применение их предполагает издание индивидуальных актов управления на основе общих административно-правовых норм.

Структуру административно-правовой нормы составляют гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.

Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы закона «О всеобщей воинской обязанности» устанавливает точный возраст, по достижению которого гражданин Республики Беларусь мужского пола подлежит принятию на воинский учет.

Гипотеза правовой нормы может быть и относительно определенной, т. е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся по повестке в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо органа военного управления – венный комиссар.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Работа в Управлении документационного обеспечения
Я ознакомилась с работой всех управлений, входящих в аппарат городской Думы, но большее количество времени работала в Управлении документационного обеспечения (Приемной Председателя Думы). Здесь были ...

Юридическая практика
Под юридической практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности. Юриди ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru