Понятие и система субъектов административного права

Закон и право » Сравнительное административное право » Понятие и система субъектов административного права

Страница 2

Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически – их прямая юридическая обязанность, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т. е. органом управления.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Республику Беларусь, ее административно-территориальные единицы, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба этих юридических качества. Это означает, что субъект административно-правовых отношений, например, не республика или область, не завод, не партия и т. п., а их органы управления.

Характерные для гражданско-правового регулирования обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является, но именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более – органом государственного управления. Оно не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса, и не может, в силу этого, быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права.

В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак – административная право- и дееспособность возникают с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.

Для характеристики государственных и негосударственных образований категория юридического лица не может быть определяющей в административно-правовом смысле, так как она не включает в свое содержание властные полномочия, а лишь свидетельствует о возможности данного субъекта самостоятельно либо опосредствованно участвовать в гражданском обороте. В тех случаях, когда участники административно-правовых отношений – граждане или общественные объединения (т. е. стороны, не наделенные административно-властной компетенцией), их административно-правовой статус определяется возможностями, которые соответствующие административно-правовые (но не гражданско-правовые) нормы закрепляют за ними непосредственно в сфере государственного управления.

Иногда административные право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: если их административная правоспособность возникает с момента рождения, то дееспособность, как правило, с 16 лет.

Тема 3. Механизм административно-правового регулирования

3.1 Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы

3.2 Понятие административно-правовой нормы, ее специфика и структура

3.3 Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм

3.4 Источники административного права

3.1 Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы

Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления зависят не только от самой их природы и особенностей, не только от правильно найденного метода правового регулирования, но и от успешного использования всех элементов механизма, посредством которого государственная воля переводится в фактическое субъектов общественных отношений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Сущность налогов и их роль в экономике государства
Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.Однако в настоящее время ...

Организационно-правовая система управления в сфере науки
Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, на ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru