Метод административно-правового регулирования

Закон и право » Сравнительное административное право » Метод административно-правового регулирования

Страница 1

Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений.

Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Административно-правовому регулированию свойствен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство.

На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют властеотношениями или отношениями власти и подчинения.

Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) более преемлены методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.

Таким образом, административно – правовой метод регулирования общественных находит свое выражение:

в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий;

в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарная или административная ответственность);

в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой;

в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях.

Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).

Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств.

Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования.

Будучи ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет: основные принципы организации и функционирования исполнительной власти; место ее субъектов в государственном механизме; правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти; наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти; основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются чаще всего именно в сфере государственного управления.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Функции гражданского права
Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, пос ...

Понятие ограничений права собственности
Понятие ограничения собственности относится к полномочиям собственника и не затрагивает сущности института. Понятие собственности не принимает идею ограничения. Отдельные полномочия собственника могу ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru