Сущность государственного управления

Закон и право » Сравнительное административное право » Сущность государственного управления

Страница 1

Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран.

Конституция Республики Беларусь, в редакции, принятой на республиканском референдуме в 1996 г., отказалась от этого термина. Вместо него введен новый термин – «исполнительная власть». Означает ли это, что государственное управление впредь не существует или присутствует чисто терминологическая реформация? На эти вопросы дается ответ в ст. 6 Конституции Республики Беларусь, провозгласившей принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» можно определить следующими характеристиками:

государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий свои функции и специфику, отличающую его от других видов реализации государственной власти;

государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера, направленная, в основном, на проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов;

государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или органы государственного управления;

государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы – составная частью единого механизма государственной власти. Элементы управления присущи и другим видам государственной деятельности – законодательной, судебной и прокурорскому надзору. Для органов законодательных, судебных, органов прокуратуры управленческие функции являются вспомогательными. Они направлены на обеспечение успешного выполнения возложенных на них основных функций – осуществление законотворчества, правосудия, прокурорского надзора, т. е. функций, для которых они образованы.

Государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Особенность государственного управления – это повседневность и непрерывность исполнительной деятельности, ее прямая направленность на руководство соответствующими подчиненными объектами:

области государственного управления – сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, область социально-культурного строительства);

сферы государственного управления – комплексы организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, учетно-статистических, финансовых);

отрасли государственного управления – системы различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, промышленность, образование, наука, оборона и т. д.);

комплексы внутриотраслевого и межотраслевого характера (например, фирмы, концерны);

трудовые коллективы – производственные, научные;

отдельная личность – ее действия, поведение.

Таким образом, объекты исполнительной деятельности могут быть как коллективными, так и индивидуальными. В ведении (организационном подчинении) органов государственного управления и в настоящее время находится основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства.

Государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Таким образом, государственное управление есть подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

В настоящее время в законодательстве появился новый термин «исполнительная власть». Можно ли его рассматривать как синоним государственного управления? Практически это не равнозначные понятия. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления не должна сводиться к подмене одного понятия другим.

Исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности; представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). В значительной степени это категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие и сущность права
Право характеризуется следующими формальными признаками: – правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. – нормы права охраняются в необходимых случаях прину ...

Особо охраняемые природные территории и объекты
Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru