Управление, государственное управление, исполнительная власть

Закон и право » Сравнительное административное право » Управление, государственное управление, исполнительная власть

Страница 1

Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть

1.1 Общее понятие управления и его сущность.

1.2 Социальное управление, его виды и функции.

1.3 Сущность государственного управления.

1.1 Общее понятие управления и его сущность

Приступая к изучению административного права прежде всего необходимо уяснить методологические основы формирования указанной правовой отрасти Республики Беларусь. Административное право называют правом организационным, правом управления. Естественно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его правового регулирования – государственному управлению.

Термин «управление» (от лат. administratio) означает руководство чем-либо или кем-либо. С точки зрения кибернетики – науки об управлении, можно сделать следующие выводы:

управление – функция организованных систем различной биологической природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, сохранение структуры и поддержание должного режима работы;

управление служит интересам взаимодействия всех элементов, входящих в ту или иную систему, и представляет единое целое с общими для всех элементов задачами;

управление – внутреннее качество единой системы, основные элементы которой – субъект (управляющий) и объект (управляемый);

управление – это воздействие субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы управления, обеспечение ее функционирования;

управление всегда реально только тогда, когда налицо подчинение объекта субъекту. Следовательно, управляющее воздействие – это прерогатива субъекта управления.

Указанные признаки характеризуют общее понятие управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов выступают люди и их различные объединения (государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т. п.).

Социальное управление, его виды и функции

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, определенных общими чертами, присущими управлению как научной категории. Наиболее важное значение имеют следующие из них:

социальное управление есть только там, где имеет место совместная деятельность людей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет;

социальное управление – это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованный характер;

социальное управление в качестве основного объекта воздействия подразумевает поведение людей и их взаимоотношения;

социальное управление осуществляется на началах подчинения участников совместной деятельности единой управляющей воле, из чего вытекает властность социального управления, которая означает, что субъект управления формирует и реализует (господствующую волю), а объект подчиняется ей. Следовательно, власть – специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли управляемых воле управляющих;

социальное управление нуждается в особом механизме реализации, который представляют субъекты управления. В роли такого механизма выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), выполняющих определенные функции.

Таким образо, социальное управление представляет собой осуществление властно-организационных функций, обеспечивающих достижение, в процессе совместной деятельности людей поставленных целей.

Общими его функциями являются:

сбор, обработка и анализ социальной информации;

прогнозирование – осуществление социальных исследований предполагаемых событий или процессов на основе полученных данных и достижений науки;

планирование – определение целей, задач, основных направлений управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом, определение функциональных обязанностей, порядка взаимоотношений, структуры и штатов управленческих органов, подбор и расстановка кадров;

регулирование – корректировка повседневной деятельности объектов, оперативное внесение и дополнение в установленные задачи, устранение условий, нарушающих нормальных ход управленческого процесса;

координация – обеспечение согласованных действий всех объектов управления;

контроль – постоянное наблюдение за деятельностью всей управленческой системы, ее состоянием, соответствием заданным программам;

законность – обеспечение единообразного подхода к соблюдению законов всеми участниками управленческого процесса;

Страницы: 1 2

Это интересно:

Цели и функции юридической ответственности
Представляется весьма характерным, что если судить по научной литературе, то можно сделать вывод, что в отечественной теории права взгляды на цели и функции негативной юридической ответственности нос ...

Административная процедура
Гласность и доступность административного процесса. Американцы приложили большие усилия для того, чтобы сделать административный процесс открытым, доступным для всех заинтересованных лиц и для широко ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru