Правовые основы государственной собственности

Закон и право » Правовые основы государственной собственности » Правовые основы государственной собственности

Страница 1

В настоящее время в регулировании права собственности отмечается усиление роли законов по сравнению, например, с советским периодом, когда большая часть правоотношений регулировалась подзаконными актами. Так, правовой режим собственности и его отдельных составных частей в данное время, в основном, регулируется именно с помощью законов, а не подзаконных актов. Применительно к российскому законодательству это касается, в частности, таких институтов, как определение и правовое закрепление понятия, видов и форм собственности, порядка приобретения и прекращения права собственности, юридической ответственности в сфере собственности и др.

Нормы, относящиеся к праву собственности можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности - Конституции РФ, ГК, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.

1. Конституция Российской Федерации.

Одним из основных источников правового регулирования вопросов государственной собственности является Конституция Российской Федерации.

Конституция закрепляет только наиболее общие положения о праве собственности, что, с одной стороны, является положительным фактором, т.к. именно такое закрепление рассчитано на более длительное действие основного закона государства, с другой стороны - некоторые вопросы остаются недостаточно раскрытыми, что ведет к неточности в толковании норм.

Итак, в Конституции РФ закреплено в первую очередь многообразие форм собственности: «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

При этом из всех форм собственности подробно регулируются отношения частной собственности. Данное обстоятельство, а также то, что с частной собственности начинается перечень форм собственности в Конституции РФ, дает некоторые основания полагать, что в государстве существует определенный приоритет частной собственности над другими формами

2. Гражданский Кодекс РФ. В Гражданском Кодексе РФ в ст. 212 закреплены те же формы собственности, что в Конституции РФ, этим, однако он, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Из содержания ст. 212-215 ГК может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность - на федеральную, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости. Так, в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» существующий в РФ жилищный фонд подразделяется на частный, государственный, муниципальный и общественный, т.е. фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

3. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 175-ФЗ). В данном законе устанавливается перечень имущества, которое может находится в собственности субъекта Российской Федерации.

4. Немаловажное значение имеет и Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. ФЗ от 7 мая 2009 г.) Данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Указанный закон предоставляет возможность участия в процессе приватизации частным лицам, гражданам, не имеющим большого начального капитала, представителям малого и среднего бизнеса.

Предусматривается возможность одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе их имущественных комплексов. В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, законом предусматриваются развернутые переходные положения.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим ...

Простые налоги
Кратко рассмотрев модели организации и ведения бизнеса на преференциальных условиях в малых, средних городских поселениях и сельской местности, следует отметить и еще 2 привлекательных режима налогоо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru