Военные суды России. Система органов предварительного следствия и дознания

Закон и право » Военные суды России. Система органов предварительного следствия и дознания

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

Судебная система России – это совокупность судов страны, установленная Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

По общему правилу судебная система строится применительно к административно – территориальному и национальному устройству России. Исключение составляют арбитражные и военные суды. Система военных судов создается с учетом построения Вооруженных Сил РФ, поэтому она организована независимо от национального и административно – территориального устройства страны.

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законов интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Российское законодательство о военных судах находится в полном соответствии с конституционными нормами. Военные суды осуществляют судебную власть на началах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Они организованы и действуют на основе принципов, определенных Конституцией РФ и реализуемых в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, единых для всех судов Российского государства.

Принципы осуществления судебной власти в РФ:

единство судебной системы;

равенство всех перед законом и судом;

самостоятельность и независимость судов;

участие граждан в осуществлении правосудия;

обязательность судебных постановлений;

гласность в деятельности судов;

язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

Правосудие – осуществляется только судом от имени государства деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и иных юридических дел в установленном законом процессуальном порядке.

Конституционные принципы осуществления правосудия – это закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности: законность, равенство граждан перед законом и судом, презумпция невиновности, осуществление правосудия только судом, обеспечение права граждан на судебную защиту, обеспечение обвиняемого прав на защиту, обеспечение законности компетентности суда, состязательность и равноправие сторон, открытое разбирательство дел в судах, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства, участие граждан в отправлении правосудия, неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища.

Система военных судов РФ представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Система военных судов РФ

Согласно российскому законодательству Военная коллегия организационно не входит в систему военных судов, а является структурным подразделением ВС РФ. В то же время Военная коллегия является непосредственно вышестоящим судебным органом по отношению к военным судам, она полномочна рассматривать по первой инстанции определенные категории дел, подсудных военным судам, а также в кассационном и надзорном порядке их судебные решения.

Состав гарнизонного военного суда представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 Состав гарнизонного военного суда

Кроме того, в аппарате суда могут состоять работники, занимающие должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности судов (заведующий хозяйством, водитель, дворник и др.).

Подсудность дел военным судам Российской Федерации (ст. 7 Закон о военных судах). Военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; дела о преступлениях, совершенных ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором России.

Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

При обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, одно из которых отнесено к подсудности военных судов, а также в случаях, когда по уголовному делу проходят военнослужащие или лица, приравненные к ним, дело рассматривается в военном суде.

Охрана военных судов, лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, под стражей на гауптвахтах, а также конвоирование таких лиц осуществляются соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.

Особенности статуса военных судей

Статус судей – это их правовое положение, закрепленное в законодательстве. Он является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают.

В наиболее полном виде статус судей определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ».

Военные судьи перестали быть военнослужащими. Большинство судей военных судов – военнослужащие уволенные в запас, но некоторые военную службу приостановили. Статус у всех судей, в том числе военных, единый. Законом о статусе судей закреплено, что все судьи в РФ, в каком бы суде, в какой бы должности они ни работали, обладают единым статусом. Правовой статус судьи означает обусловленную профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявляемых к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Составляющие правовой статус судьи элементы закреплены в законах о Конституционном Суде РФ, о статусе судей, о военных судах, о мировых судьях, об арбитражных судах и в ряде других правовых актов.

В частности, в них регламентируется: гарантии независимости судьи, срок полномочий судьи, правовая регламентация привлечения судей к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, материальное обеспечение судей, меры социальной защиты судей и членов их семей, основания и порядок приостановления, прекращения полномочий судьи, отставка судьи.

Кандидат на должность судьи военного суда, имеющий воинское звание офицера (действующий либо в запасе или отставке), обладает преимущественным правом на назначение на эту должность.

Законодательство, регулирующее деятельность военных судов:

Конституция РФ.

ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. №1 – ФКЗ.

ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.1999 г. №1 – ФКЗ.

ФЗ «О статусе судей В РФ» от 26.06.1992 г. №3132 – 1.

ФКЗ от 07.02.2011 г. №1 – ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ».

Это интересно:

Обобщение и подведение итогов практики
Работа в Управлении документационного обеспечения. Работа Управления документационного обеспечения многоплановая и многосторонняя. Для ее упорядочения, качественного исполнения разработана схема движ ...

Факторы эффективности права
Для того чтобы правильно оценить эффективность права необходимо также знать ее структуру, то есть нужно определить какие составляющие определяют эффективность конкретной нормы. Большая часть авторов, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru