Ответственность за нарушение налогового законодательства

Закон и право » Ответственность за нарушение налогового законодательства

Не секрет, что налоги в государстве выступают в качестве основной и преимущественной статьи доходов бюджетов бюджетной системы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что государство всегда отдает приоритет обеспечению жесткой финансовой дисциплины, для чего старается закрепить в налоговом законодательстве такой порядок, который мог бы мог гарантировать своевременную и полную уплату налогоплательщиками налоговых платежей.

В этом контексте, кодификация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии некогда единого комплексного нормативного правового акта – Налогового Кодекса РФ – была продиктована объективной потребностью в систематизации и упорядочивании действующей налоговой системы. Беспорядочные и несогласованные нормы были структурированы в логически взаимосвязанную и строго определенную систему правовых институтов, в числе которых особого внимания заслуживает институт ответственности за налоговые правонарушения.

Актуальность исследования. В настоящее время налоговое право представляет собой наиболее динамично развивающуюся структурную единицу внутри системы отрасли финансового права, а, в свою очередь, вопросы налоговой ответственности – первоочередным направлением научных изысканий ученых в данной сфере. Так, по данным, приводимым Е.Ю. Грачевой и Д.М. Щекиным, на территории Российской Федерации и стран СНГ только за период с 1992 по январь 2008 гг. по тематике «Ответственность за нарушение налогового законодательства» было защищено 24 диссертационных исследования. И все-таки, несмотря на столь пристальное внимание к вопросам налоговой ответственности со стороны исследователей финансового права, данная сфера все еще таит множество проблем, не получивших должного разрешения. Особую актуальность проблематика финансово-правового регулирования ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах приобретает в свете ее преимущественно практического характера. Если обратиться к отчетным данным за 2012 год, то можно увидеть, что налоговыми органами было проведено 289,2 тыс. проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которых были выявлены 213 511 правонарушений. Указанная цифра на 20 % меньше аналогичного показателя в 2011 году, что обусловлено "точечным" подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок, но в то же время свидетельствует о некотором ослаблении налоговой дисциплины в стране. Об этом свидетельствует и тот факт, что по результатам комплексных выездных налоговых проверок было произведено доначисление в бюджет 305,9 млрд руб. налоговых платежей, что на 9,3% выше аналогичного показателя 2011 года.

Следует помнить о том, что налоговые отношения по своей сущности являются конфликтными, поскольку стороны этих отношений преследуют различные интересы. Задачей государства, в лице уполномоченных на то органов, является обеспечение максимально полного поступления налогов в бюджет. Напротив, налогоплательщики в свою очередь стремятся сохранить полученные ими доходы, используя различные легальные схемы налоговой оптимизации, а подчас прибегая и к незаконным способам ухода от налогообложения. Для поддержания должной налоговой дисциплины государство вправе использовать силу принуждения, одной из форм которого является юридическая, в том числе и налоговая, ответственность.

Не составляет особой сложности констатировать факт, что российское налоговое законодательство еще очень далеко от идеала, что само собой зачастую приводит к различного рода негативным последствиям, в частности, к незаконному привлечению налогоплательщиков к ответственности, вследствие отсутствия регламентации в НК РФ вопросов ответственности самих налоговых органов. Подобные пробелы порождают для налогоплательщиков существенные издержки в виде обращения за защитой своих прав в суд и т.п. Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, которые складываются в процессе привлечения налогоплательщиков и иных субъектов налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования выступают юридические нормы, устанавливающие основания, условия и порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о налогах и сборах.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы опираясь на аналитику нормативных правовых актов и правоприменительной практики, произвести оценку степени развитости и выявить недостатки в механизме правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения, которая необходима для совершенствования законодательства о налогах и сборах и повышения результативности действий налоговых органов.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

Сформулировать основные теоретические категории юридической ответственности, произвести ее классификацию.

Определить место и роль финансово-правовой ответственности в общей системе юридической ответственности (в том числе определить место налоговой ответственности в системе финансовой ответственности), обосновать ее самостоятельный характер, а также отграничить финансовую ответственность от иных видов юридической ответственности;

Определить место юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой ответственности.

Основываясь на правоприменительной практике изучить существующие проблемы, возникающие в процессе привлечения субъектов налогового права к налоговой ответственности;

Сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах.

Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучный метод диалектического познания, а также такие частнонаучные методы, как: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, исторический, системно-структурный и сравнительно-правовой методы.

Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых, представителей науки финансового права: Е.М. Ашмариной, А.В. Брызгалина, Е.Ю. Грачевой, С.В. Запольского, Е.В. Овчаровой, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, М.Б. Разгильдиевой, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, Д.М. Щекина и целого ряда других ученых.

Также активно использовались труды специалистов в области теории государства и права, уголовного, административного, гражданского и иных отраслей российского права, таких как: С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, О.Э. Лейст, Д.А. Липинский, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Л.А. Морозова Т.Н. Радько, И.С. Самощенко, Ю.Н. Старилов, Е.А. Суханов, В.А. Тархов, Т.Б. Шубина, Л.С. Явич.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее финансовое (в т.ч. налоговое) законодательство, нормативные акты в сфере уголовного, административного права, а также федеральные законы, отдельные Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ, иные подзаконные акты.

Это интересно:

Вопросы, возникающие при наступлении материальной ответственности руководителя организации
Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Необходимо отметить, что Федеральным законом от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ устр ...

Понятие, элементы, виды и субъекты административного усмотрения
Жизнь многообразней и богаче любых нормативных актов. Возможны случаи, когда законодательство имеет пробелы, правовые нормы неопределенны, абстрактны или коллизионны. Так, несмотря на то, что админис ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru