Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Закон и право » Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации

Понятие «бюджетная компетенция» выражает круг субъективных прав и субъективных обязанностей субъекта Российской Федерации в области бюджета.

Субъективное право рассматривается теорией права как принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективная обязанность – предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения.

Надо сказать, что финансово-правовая литература в качестве альтернативного понятию «бюджетная компетенция» довольно часто использует понятие «бюджетные права субъектов Российской Федерации».

Понятие «бюджетные права» широко использовалось бюджетным законодательством для обозначения бюджетно-правового статуса государства и его публично-территориальных образований еще с советских времен, когда 30 октября 1959 г. был принят Закон СССР «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», на базе которого во всех союзных республиках были приняты законы о бюджетных правах этих республик и местных Советов народных депутатов.

Хотя данный термин говорит только о правах, не следует понимать его буквально. Как отмечает Н. И. Химичева, «в данном случае речь идет о правах особого содержания…Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т. д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (полномочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права».

Бюджетный кодекс Российской Федерации прямо не раскрывает содержания бюджетной компетенции субъекта Российской Федерации, но содержит специальную статью, посвященную компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений (ст. 8).

Разумеется бюджетную компетенцию субъекта Российской Федерации нельзя отождествлять с бюджетной компетенцией его органов, но с другой стороны, как правильно на наш взгляд, отмечается в литературе, в конкретном финансовом правоотношении дееспособность субъекта Российской Федерации приходится на долю представляющих их в данном правоотношении государственных органов.

В конечном счете выявление бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации производится путем анализа Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов бюджетного законодательства, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В условиях федеративного устройства государства бюджетная компетенция субъектов Российской Федерации основывается на разграничении этой компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации различаются 1) сфера ведения Российской Федерации; 2) сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 3) сфера ведения субъектов Российской Федерации.

К сфере ведения Российской Федерации в области бюджета относится: установление правовых основ единого рынка; финансовое и кредитное регулирование; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71 Конституции). Согласно пункта 3 статьи 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, т. е. данные вопросы также отнесены к ведению Российской Федерации. При этом федеральные законы по вопросам бюджета, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106 Конституции Российской Федерации); разработка и организация исполнения федерального бюджета возложена на Правительство Российской Федерации, которое также представляет проект бюджета и отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ст. 114 Конституции Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что перечень предметов ведения Российской Федерации, установленный статьей 71 Конституции Российской Федерации, является исчерпывающим.

Вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посвящена статья 72 Конституции Российской Федерации. Однако, заметим, термин «бюджет» в этой статье не употребляется. И единственное, что может иметь отношение к рассматриваемой сфере, так это «установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации» (п. «и» ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Что же касается предметов ведения субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений, то в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации эти субъекты вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом же идет речь в пункте 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, который устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов».

Это интересно:

Основные направления совершенствования законодательства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
Возможными путями повышения эффективности института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания могут быть предложения, основанные на результатах данного исследования. Совершенствованию ин ...

Оформление трудовых отношений
Подавая документы, юридическое лицо обязуется перед выдающим разрешение органом предоставить ему для регистрации заключенный в последующем с работником-иностранцем трудовой договор. Трудовой договор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru